ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Митрополита Волгоградского и Камышинского ФЕОДОРА

 ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ Митрополита Волгоградского и Камышинского ФЕОДОРА всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Волгоградской епархии

Очи́стим чу́вствия,

и у́зрим непристу́пным све́том Воскресе́ния,

Христа́́ блиста́ющася

(из ирмоса 1-й песни Пасхального канона)

Возлюбленные о Господе всечестные отцы — пастыри словесного стада Христова, боголюбивые иноки и инокини,

дорогие братья и сестры!

В сей нареченный и святой день обращаю к вам слова приветствия — слова величайшей радости, любви и надежды, которые идут от древних апостольских времен и будут передаваться из рода в род до скончания века:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Закончился Великий пост – дорога жизни, по которой нас вела Святая Матерь Православная Церковь на протяжении более чем сорока дней, чтобы мы с вами сегодня вошли в славу Божию, приобщились славе Христова Воскресения, вкусили славу вечной жизни. За это время мы не только совместно переживали глубину общественных богослужений, но и каждый из нас в своем сердце прошел все этапы духовного поприща святой Четыредесятницы. Начав свой путь с отречения душевредных учений в Неделю Торжества Православия, вспоминая затем проповедника Благодати святителя Григория Паламу, мы очищали от греховных страстей свой ум и сердце, дабы приблизиться к духовному созерцанию невечернего света Божественной любви. Подобно утомленным путникам, мы находили отдохновение, черпали силы и обретали благодатную помощь под спасительной сенью Животворящего Креста Господня, продолжая восхождение от силы в силу по духовным ступеням, которые прекрасно описал преподобный Иоанн Лествичник. Умиляясь глубиной покаяния и жизненным подвигом преподобной Марии Египетской, вдохновлялись мыслию, что немощная плоть способна к преодолению законов естества, если дух человеческий все свои силы устремляет к Богу, получая в ответ укрепление Его всесильной благодатью. Мы встречали Царя Славы Христа в духовном Иерусалиме, постилая на Его пути ризы своей души, и сердцем участвовали в тайне Его гефсиманского одиночества. Трепетали предстоящих искушений и скорбей, но милостью Божией с Пресвятой Богородицей и возлюбленным учеником дошли до Голгофы. С Иосифом и Никодимом снимали со Креста Тело Божественного Учителя и полагали Его во гроб. Хранили священное молчание в субботу, но еще не забрезжил рассвет, как мы услышали весть о Воскресшем Христе и поспешили сюда, в Божий храм. Ибо уже не гроб и пещера, а Святая Церковь, основанная Христом Спасителем, свидетельствует нам о Его победе над смертью и диаволом.

Теперь мы, как апостолы, проповедуем Христа Распятого и Воскресшего. Не при дверех затворенных, но каждый воскресный день в открытых храмах велегласно утверждаем от лица божественных учеников: «Воскресение Христово видевше!», благовествуя Его победу, победившую мир1, ставшую всеобъемлющей радостью для всего человечества. «Сегодняшнее торжество – в честь победы, братия, — пишет преподобный Исихий Иерусалимский, — победы Всецаря, Сына Божия. Ибо ныне диавол терпит поражение, благодаря Распятому, а наш род радуется благодаря Воскресшему»2.

По слову святителя Николая Сербского, «продрогшие собираются вокруг огня; алчущие собираются вокруг трапезы; измученные долгою ночною тьмой радуются восходу солнца; изнуренные тягчайшею борьбой ликуют при неожиданной победе. О, Воскресший Господи, как Ты Воскресением Своим для всех стал всем! О пребогатый Царю, как Ты одним Своим даром наполнил все пустые руки, воздетые к небу! Радуется небо, радуется и земля»3. Отныне «никто пусть не плачет о грехах, ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя»,4 – восклицает Златоуст. Сокрушена глава змия, и смерть, и ад умерщвлены. «Да, еще царствует смерть, но уже не вечнует! — пишет священномученик Иларион (Троицкий), — Наша Пасха – освобождение от рабства смерти и тления. Христос Воскресе! Я знаю теперь, что мое спасение воистину совершено».5

Будем же и мы укрепляться в живой вере в Воскресение, в надежде на будущую жизнь и праведное воздаяние. Послушно слову апостола и Евангелиста Иоанна Богослова будем всегда искать повод для радости, чтобы и она была совершенной6. «Если мы грешники, будем радоваться о том, что прощены грехи. Если мы обижены, будем находить радость в молитве за обижающих. Если мы больны, будем искать радость в духовном здоровье. Пусть радость Воскресения осветит светом своим также и чистые земные радости наши»7, — учит нас митрополит Иоанн (Вендланд). Восхвалим источника радости – Духа Святого. Возвеличим и воспоем Богочеловека Христа, призвавшего нас от тьмы в чудный Свой свет8 и приобщившего нас вечной радости в лоне Бога Отца.

Возлюбленная моя паства, молюсь о том, чтобы Господня Пасха наполнила ваши сердца немеркнущим светом Божественной любви. Прославляя Спасителя, пронесем эту любовь через всю свою жизнь. Поделимся ею с теми, кто уже обогатился познанием Господа, и с теми, кто еще не приобщился дарам благодати Святого Духа. Явим живой пример христианской веры, действующей любовью9, потому что вера без дел мертва. Сам Господь призывает нас к этому: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою»10. Мы должны стяжать такую любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует. Любовь, которая не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Любовь, которая всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь, которая никогда не прекратится, даже если голоса народов умолкнут, и все тысячелетние знания земли утратятся и упразднятся.11 Но в ком она сохранится? В том, кто исполняет заповеди Господни. Ибо помним слова Божественного Учителя, что от многих беззаконий в людях оскудеет любовь.12 Отвратимся же от всякого греха, всякой страсти, пусть они потеряют в нас свою силу и действенность. Воскресением Христа мы освободились от рабства греха и получили «свободу славы детей Божиих»13. Постараемся же теперь помышлять о горнем, а не о земном; не о плотском, но о духовном. Жить не для себя, а для ближнего, быть совершителями не злых, но добрых дел. Чтобы действующий в нас свет Божественной любви просиял перед всеми людьми, дабы они познали и прославили Небесного Отца, Который есть «Свет, паче всякаго света; Радость, паче всякия радости; Упокоение, паче всякаго упокоения; Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков, аминь»14.

Христос Воскресе!

Воистину Воскресе Христос!

Божиею милостию, смиренный

ФЕОДОР

Митрополит Волгоградский и Камышинский

Пасха Христова 2023 год

г. Волгоград

 

 

1 Ср.: 1-е Послание Апостола Иоанна, глава 5, стих 4

2 Преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский. 1-е слово на Святую Пасху

3 Святитель Николай Сербский. Беседы на Евангелие: Светлое Христово Воскресение. Пасха. Евангелие о Победителе смерти

4 Святитель Иоанн Златоуст. Слово огласительное на Святую Пасху

5 Священномученик Иларион, архиепископ Верейский. Пасха нетления

6 Ср.: Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 11

7 Митрополит Иоанн (Вендланд). Пасхальное послание к духовенству и мирянам Ярославской епархии, 1968 год

8 Ср.: 1-е Послание Апостола Петра, глава 2, стих 9

9 Ср.: Послание Апостола Павла к Галатам, глава 5, стих 6

10 Евангелие от Иоанна, глава 13, стихи 34-35

11 Ср.: 1-е Послание Апостола Павла к Коринфянам, глава 13, стихи 4-8

12 Ср.: Евангелие от Матфея, глава 24, стих 12

13 Послание Апостола Павла к Римлянам, глава 8, стих 21

14 Псалтирь. Молитва по окончании 4-й кафизмы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *