О храме

ИСТОРИЯ ПРИХОДА

Почитание Богоматери на Руси и строительство Успенских храмов начинается с Киево-Печерского монастыря. Известно, что монашеская традиция была принесена туда с Афона преп. Антонием, а строительство Успенских храмов  связанно с преданиями которые перекликаются с влахернскими.

В «Повести  временных лет» (866 г ) рассказывается о поражении под Константинополем  русских дружин, под предводительством Аскольда и Дира. Русские ладьи,  войдя  в залив Суд, «много убийство крестьяном створиша, и в двою сот корабль Царьград   оступиша». Император, находившийся вне Константинополя, едва  смог  войти в город для его защиты и вместе с патриархом Фотием  всю ночь молился во Влахернском храме. Затем с песнопениями  вынесли ризу Богородицы, ту самую в которой ее погребли, и омочили ее в море. Была перед тем тишина,  и вдруг возникла буря  с ветром и великими  волнами  и  разбила  корабли   русских.  Только  немногие  из  них возвратились домой.

Именно   это   событие   способствовало   особому   почитанию  русскими Богоматери, ее Успения и риз. Богоматерь стала покровительницей  русского воинства, а храмы Успения носили «охранное»  значение и  занимали центральное место при строительстве городов и монастырей.

При закладке города Камышина, как и в древности, проявляется любовь и почитание народа к Богоматери. Камышин был образован в 1668 году,  по указу царя Алексея Михайловича как « крепостца», для охраны водных путей на юге Русского государства. Если говорить о традициях духовного преемства   то начались они после того,  как в 1697г по приказу  Петра, в устье Камышинки прибывает из Казани Дмитриевский полк.  Вместе с солдатами в новый город приехали священник Тимофей Никифоров с причтом: тремя колоколами, церковными книгами, иконами, среди которых был список с чудотворной Казанской иконы Божьей Матери и почитаемая икона Дмитрия Солунского. Прибыв на место поселения они начали строить на левом берегу Камышинки деревянную церковь Казанской иконы Божьей Матери. Строительство не было закончено, потому что город в 1704 году был перенесён на другой берег.

Первое упоминание об Успенской церкви появляется после пожара 1740 года.  Мы не находим точной даты постройки, но в документальных источниках говорится,  что Успенская церковь была построена после Казанской и до 1770 года  была деревянной. Новая каменная Успенская церковь, освящалась антиминсом , выданным епископом Илларионом.  Владыка Илларион правил с 1731 по 1755 года , из этого обстоятельства мы можем сделать вывод, что построена она была в этот период .

Пожар 1740 года стал событием, после которого появляется Успенская церковь. До пожара в документальных источниках упоминается соборная Богородицкая церковь. Располагалась она в крепости, и после пожара на её месте была построена соборная Троицкая церковь. Именно в Троицком соборе хранилась чтимая Казанская икона, а на  правом берегу Камышинки строят церковь Успения Божьей Матери. Почему перестаёт существовать Казанская церковь остаётся загадкой, но город не мог существовать без покрова Богоматери и появляется церковь Успения.

Троицкий собор построен на месте сгоревшей в пожаре 1740 г. церкви Казанской Божьей Матери:

Подтверждение этой версии мы находим в Статистическом описании Саратовской Губернии. Леопольдов А.Ф. СПБ 1839 г.: « В пожар 1740 года, в котором сгорел почти весь город.: Дмитриевская церковь, вместо которой построена каменная в 1778 году, на том же месте, казаком Ососом Савиным ;  Казанской Божьей Матери, на месте которой построена в 1743 году каменная Троицкая церковь — эта церковь стояла в крепости».

В 1773 г. ставят новую деревянную Успенскую церковь, так как старая обветшала и, за гнилости  леса, её решили не ремонтировать. 1797 году начинается строительство каменной Успенской церкви. Строительство церкви   окончено в 1810 году, с приделом  в честь Архистратига Михаила. Позже был пристоен придел в честь Благоверной Княгини Ольги. Во дворе церкви были: каменная сторожка, каменная  кладовая,  церковно- приходская школа, построенная позже.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Вид на Александровский прспект( ныне ул.Октябрьская)фото начало 20 века:

Церковь Успения в то время располагалась на окраине города, угол улиц Саратовской ( ныне Октябрьская) и Астраханской (Республиканская). Но город быстро рос, и Успенской называют одну из старейших улиц в городе, которая  начиналась  у крепостного рва и заканчивалась напротив входа в парк. К концу 18 в. улица Саратовская становится оживлённым торговым центром города. Её заселяют известные купцы и предприниматели: братья Альтуховы, Юдаев, Маслов, Абызов и др., многие из которых были прихожанами Успенской церкви. Приход насчитывал 1668 человек,  среди них  были учащиеся реального и духовного училищ.

В 1821 г. в Камышине  открыто уездное духовное училище, подведомственное Саратовской семинарии. Приписано оно было к Успенской церкви и имело домовой храм в честь святителя  Иоанна Златоуста.

В 1839 году  в  Санкт – Петербурге выходит книга  А.Ф.Леопольдова “ Статистическое описание Саратовской губернии “. В ней Леопольдов  показывает количество учеников в реальном и духовном училищах : в первом — 42 ученика, во втором — 195. В Камышинском Духовном училище получили своё образование многие известные люди, например А.П.Лопухин, профессор богословия Санкт – Петербургской Духовной Академии.

1 сентября 1888 г. была открыта церковно – приходская школа.

В 60-х годах 19 столетия старостой храма был выбран щедрый благотворитель, выполнявший также обязанности ктитора, купец 2 гильдии Матвей Горбунов. Он выделил довольно крупную по тем временам сумму 1400 рублей . На его средства устраивается иконостас в правом приделе, арка при входе украшается позолоченной резьбой, заменяются киоты с иконами по правой стене.

В конце 19 века к Успенской церкви были приписаны хутор Поповка и Чуевка, духовенство пользуется участком пахотной земли в 50 десятин. Причт состоял из одного священника, одного диакона и псаломщика.

Двадцатый век принёс новые реалии в жизни не только Успенской церкви в Камышине, но и для всего облика города. 7 ноября 1929 года, к очередному празднованию дня Октябрьской революции, советская власть первой в городе закрывает церковь Успения. В середине 30-х годов она был полностью разрушена. До настоящего времени сохранились здания церковно-приходской школы ( находится в частной собственности), сторожка ( в частной собственности) и здание духовного училища.

Приходская жизнь была возрождена в конце 20-го века при архиепископе Волгоградском и Камышинском Германе. Предписанием № 350 от 14 сентября 1992г. устроителем новоучреждёного Успенского прихода назначен священник Иоанн Устинович Симора. В Камышине открывается молитвенный дом в честь Успения Божьей Матери . С этого момента начинается новая страничка в жизни Успенской церкви. Было намечено и освящено место для строительства Успенской церкви, в районе 3-го городка города Камышина.

 

Архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман освящает место для строительства Успенской церкви в г Камышине:

Указом архиепископа Германа, № 19 от 3 апреля 1996 года, настоятелем был назначен священник Николай Игоревич Караичев.

Одним из первых проектов, осуществлённых на приходе, стало открытие воскресной школы. Особенностью   школы является то, что её посещают дети с тяжёлыми заболеваниями, следствием которых становится отставание в развитии  детей. Школа для них становится ещё одним местом, где они проходят реабилитацию . Ярко это видно во время праздников, проводимых на приходе, где рядом со здоровыми детьми они так же читают стихи ,поют песни , прославляющие Христа.

Паломническая поездка Воскресной школы.В пещерах Каменно-Бродского монастыря:

На воскресной школе общим предметом является Закон Божий . Все воспитанники занимались рукоделием. На праздники Рождества и Святой Пасхи ежегодно проходили выставки- ярмарки сувениров , изготовленных детьми. Средства от этих выставок передаются на строительство церкви. Дети старшей группы изучают церковно-славянский язык , занимаются краеведением.

Уже сейчас мы видим результат работы  воскресной школы. Воспитанники учатся в разных учебных заведениях: Царицынский Православный Университет,  регентское отделение; Волгоградская Академия Гос. Службы, факультет экономики; проф. тех училища.

На протяжении многих лет приход оставался без храмового здания, богослужения  совершались в помещении 9-ти этажного здания на первом этаже с отдельным выходом. Поэтому мы осознавали важность строительства церкви. Достаточно быстро были выполнены проектные работы. В августе 1998 г., при поддержке строительной фирмы » ЮГ «, директора Ярмоловича А.В.  и мэра г.Камышина  Алфёрова Л.А. было начато строительство церкви  по улице Воинов -Интернационалистов 11. К сожалению, в 1999г. спонсорская помощь прекратилась, приход продолжил строительство своими силами: год за годом возводились стены. 5 июля 2004 г. была водружена главка, и над церковью засиял православный крест.

Мы благодарны доброхотным жертвователям,  которые поддерживали строительство!

С Рождества 2007 года стены Успенской церкви наполнились литургической жизнью, богослужения начались в нижнем этаже церкви.

Созидая внешнее благолепие храма мы не забываем  мудрую русскую поговорку: « Не в брёвнах церковь, а в рёбрах». Начиная с 2003, действовали огласительные курсы для взрослых. На занятиях рассматривались вопросы православного вероучения, Таинства Церкви, проводятся круглые столы на различные темы, например: статьи ныне почившего митрополита Антония ( Блума ) «О Церкви», где владыка  рассматривает очень важные вопросы христианской нравственности и этики, устройства и цели христианской общины.

Проводятся просмотр и обсуждение фильмов, таких как « Форпост». Совместно с Центральной Городской Библиотечной Системой налажена плодотворная миссионерская работа среди молодёжи. На базе филиалов библиотек № 1 и № 5 проводятся встречи — беседы со школьниками. Открыт отдел православной литературы в помещении филиала ЦГБС № 1.

С 1997 г. силами прихода осуществлялось душепопечительство в 24 исправительной колонии  г. Камышина,  в которой была открыта молитвенная комната, где совершались Таинство Исповеди, молебны, беседы с заключёнными.  Через несколько лет на территории колонии была построена часовня.

В связи с тем, что душепопечителем в колонию был назначен другой священник,  приход стал окормлять Волгоградскую Психиатрическую больницу с интенсивным наблюдением республиканского значения в с. Дворянское Камышинского района.

Особенностью этой больницы является то, что люди проходят в ней принудительное лечение и направляются по решению суда. Диагноз у большинства пациентов — шизофрения и эпилепсия. Работа с такими пациентами затруднена, ярко выражено асоциальное поведение: жизнь в обществе протекала в греховном состоянии, причём многие из этих грехов — тяжкие.  Всё усугублялось очень низким развитием умственных способностей,  в некоторых случаях  умственной деградацией личности, так как следствием развития шизофрении, очень часто, является олигофрения. Была открыта молитвенная комната на базе реабилитационного отделения № 6, где  имеется библиотека с книгами православного содержания.

На протяжении нескольких лет приход окормлял село Умёт, Камышинского района.

В начале приходилось принимать исповедь и причащать верующих в частных квартирах, в которых они собирались для встречи со священником. Затем стали выделяться актовые залы и, по прошествии нескольких лет, администрация села совместно с районной администрацией приобрели здание, в котором будет устроен молитвенный дом.

Приход занимается социальной работой. На попечении прихода находятся пожилые люди, которых регулярно посещает представитель прихода и священник. Проводится сбор вещей и продуктов, которые раздаются, через представителя прихода, нуждающимся.

Среди окормляемых людей двое участников Великой Отечественной Войны.

Приход существует всего 15 лет. За этот короткий период у нас появились свои святыни. В 1999 г. на праздник Святой Троицы, когда по окончании Божественной Литургии совершается Вечерня с прочтением молитв «о призывании Святого Духа», произошло обильное мироточение 2-х икон. Одна икона с изображением св. преп. Сергия Радонежского и преп. Серафима Саровского; вторая — «Собор святых» с изображением: св. апостолов Петра и Павла, свт. Николая Чудотворца, небесного покровителя нашего города — св. вмч. Димитрия Солунского, св. блг. князя Александра Невского, св. вмч. Татианы, св. вмч. Александры, бл. царевича Михаила.

Все прихожане, присутствующие на Богослужении, стали свидетелями чуда. Был написан рапорт правящему Архиерею и, с его благословения, перед этими иконами совершается Молебное Пение с акафистом в дни памяти этих святых.

На приходе находятся частички мощей святителя Игнатия Брянчанинова очень почитаемого за свои аскетические труды монашеством и проходящими молитвенный подвиг; одного из первых святых Киево-Печерской лавры преп. Моисея Угрина; преп. Амвросия Оптинского; преп. Герасима Болдинского. С 2007г. на приходе находятся частицы мощей Санаксарских святых : преп. Феодора, св. прав. воина Феодора( адмирал Ф.Ф. Ушаков), преп. исповедника  Александра, св.прав. Иоанна Оленьевского. Частица Дуба Мамврийского, где Аврааму явилась Пресвятая Троица. С паломнической поездки в  Оптину Пустынь  был привезён кованый гвоздь из гроба одного из Оптинских старцев. Частичка от гроба свт. Луки (Войно — Ясенецкого), частичка облачения преп. Иова Почаевского, частица облачения  покрывавшего святые мощи преп.Серафима Саровского.

 

В 2010 году произошло знаменательное событие для нашего прихода. Наш город и нашу церковь посетил схиархимандрит Илий ( Ноздрин), духовника братии Оптиной пустыни, духовник святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Мы имели радость молитвенного общения с батюшкой, люди получили его совет и благословение:

Сейчас приход живёт активной православной жизнью. Традиционными стали благотворительные рождественские и пасхальные праздники.

Крестный ход и водоосвящение на Ильин день. р.Камышинка:

Церковь Успения, как и в самом начале своего существования, стоит на окраине города.

Все кто проезжает по дороге Волгоград – Саратов могут увидеть золочёный крест, возвышающийся над церковью, а горожане, после семидесятилетнего перерыва, вновь  вознести свои молитвы Богородице. Мы верим, что Богоматерь неусыпно печётся за тех, кто преклоняет колена перед честным Её Успением и от чистого сердца возносит свои молитвы перед Её Святым Образом.