Если человек делает что должно и еще чуть-чуть, за это Бог дает двойную благодать

«Старец Паисий говорит: «Если человек делает что должно и еще чуть-чуть, за это Бог дает двойную благодать».
А что такое — «еще чуть-чуть»? Жена приготовила мужу овсяную кашу — это то, что должно, а на овсяную кашу положила ягодку или вишенку или кусочек банана, а на капустный салат — листик петрушки. Вот это «чуть-чуть».
Когда я был в Италии, то слышал на улице, в кафе, в магазине: супруги — молодые, средние и пожилые, — общаясь между собой, называли друг друга: «Amore». Это — «любовь моя»!
Меня поразило такое возвышенно-трепетное, любовное отношение. Ведь все начинается со слова: И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1,14). Слова имеют огромную силу! Если человека называть «ангел мой», даже в совершенно несоответствующих этому слову ситуациях, то человек, уязвленный совестью, умом, обстоятельствами, в конце концов изумится:
«Да я вроде бы ничего и не сделал, а меня так называют»!
Поэтому, если мы хотим иметь рядом нормальных людей, то нужно подбирать, творчески продуцировать слова, которые бы вдохновляли, быть и в этом плане неравнодушным.
В христианской жизни ненормально просто ровно относиться друг к другу.
Сам Господь сказал: если вы любите любящих вас, какая вам за то награда, ибо и грешные любят (ср. Мф. 5,46). Все время «сверх»: что должно — и еще чуть-чуть.
Будем любить друг друга не словом и языком, но делом и истиною (1 Ин. 3,18).
Я часто говорю людям: если мы еще не можем любить делом и истиною, то давайте любить хотя бы словом, не скупиться говорить друг другу добрые слова.
Кто-то из умных людей говорил — «мне радостно радовать».
Ты не видел знакомого долго, так скажи ему при встрече: «Слушай, брат, сто лет тебя не видал! Как я рад!».
Ты послал настроение, и оно к тебе вернется. Можно, конечно, сказать просто «Привет!», но этого мало.
Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя была неординарная обстановка, ты должен неравнодушно относиться к окружающим! Иначе так и будут серые будни: от тебя ничего — и к тебе ничего.
Есть замечательное стихотворение:
«Я не устану славить Бога
за долготу прожитых дней,
что так была моя дорога
полна светящихся людей.
За то, что ими был обласкан,
общался с ними, говорил —
без опасения, без маски,
и радость сердцу находил».
А если у тебя черствое сердце — тут на помощь приходит отец Амвросий Оптинский. К нему приходили и спрашивали — сейчас такой вопрос могу задать миллионы: «Батюшка, любви не имею. А хочу ее иметь».
Любовь — это доброта, это сердечность, это горение.
Любовь — это высший пик правильных человеческих отношений.
И батюшка отвечал: «Если видишь, что не имеешь любви, твори дела любви, и придет любовь». Ты помог — пусть без сердца, но ты понимаешь, что так правильно.
И с каким чувством ты принимаешь участие в жизни других людей, ты это чувство и порождаешь.
И если хочешь кому-то помочь, сопереживай!
Если будешь сопереживать, то в конце концов у тебя дойдут мозги — что можно сделать.
Равнодушие не даст возможности сделать ничего, ты просто об этом не думаешь, ты понимаешь: это тяжело или это невозможно, и поэтому я сделать ничего не могу.
А кто-то сказал: если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь. Человек болеет раком, вылечить мы его не можем, а помочь — сколько угодно.
Был такой случай — к нам приезжали бомжи, и их было такое количество, что я поинтересовался у одного:
«А как вы узнали о нашем храме?»
— «Мне сказали, что у вас помогают».
А кто сказал-то? И он в простоте достает памятку, которую ему дали на Казанском вокзале, там десять храмов в столбик, и четыре пункта по горизонтали — еда, одежда, работа, деньги. И напротив каждого храма — крестики.
Напротив нашего храма стояли все четыре крестика.
Я с этим вопросом обратился к отцу Лаврентию, духовнику лаврскому: «Батюшка, каждый день: ограбили, дом сгорел, не заплатили, онкологическая операция, билет на поезд не ближе Хабаровска или Иркутска, — как быть?»
— «А есть возможность помочь?»
— «Ну, пока есть».
— «Тогда надо помогать без разбора, чтобы не пропустить Христа». Ничего себе! И потом, я все время боюсь оказаться на их месте: сегодня князь, а завтра в грязь. Это тоже лично мне помогает быть неравнодушным.
Вспоминаю одного святого. Он сказал в молитве Христу: «Господи, делай со мной то, что я делал с людьми».
О-о! Кто из нас может такое сказать?!
Мы каждый день общаемся с людьми. И наше отношение к ним должно быть по возможности участливым.
Когда участие станет доброй привычкой, оно перестанет быть для нас напрягом.
Меня спрашивают: «Вот вам не тяжело — храм, богослужения, обязанности»?
А я отвечаю: «А как вы думаете, рыбе тяжело в воде плавать?».
Нет, не тяжело, потому что это — ее среда.
Человечность должна стать твоей средой.
И не думай, что «я делаю что-то духовное, высоконравственное, великое».
Все это дребедень. Если ты даешь себе оценку, твое внутреннее устроение — дешевое.
У митрополита Антония Сурожского есть слова: «Человек должен своего доброделания не замечать».
Оценка допустима только со знаком «минус»: я мог сделать большее, но не сделал.
Живи и почаще задумывайся о том, что на месте другого можешь оказаться сам.
Живи, глядя на другого так, как будто это ты!

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

#ВолгоградскаяМитрополия

#ВолгоградскаяЕпархия

#Волгоград

#Рпц

#Вера

#успениекамышин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *