Бог гордым противится, смиренным дает благодать

Не зря в Священном Писании сказано:
«Бог гордым противится, смиренным дает благодать» (1 Пет.5:5)

Эти слова интересно сочетаются с психиатрией. Есть такой феномен «депрессивная дереализация» – когда человек испытывает изменения в восприятии окружающего мира, когда окружающее начинает восприниматься им в измененном виде: кажется странным, неотчетливым, чуждым, призрачным, будто сквозь туман, пленку. Звуки кажутся приглушенными, свет померк, листва поблекла…

Бывает и наоборот, как в случае с кокаином, – обратная дереализация. В первой фазе этого состояния мир расцветает, начинается весна, всех хочется любить, но проходит минут сорок – и человек уходит в состояние «минуса». Вся интенсивность эффекта обращается в противоположность, мир становится необычайно уродлив.

Людям, страдающим дереализацией, свойственен феномен «деперсонализации» – ощущения раздвоенности своего «я».

Ученые Г. В. Морозов (д.м.н., профессор, академик РАМН) и Н. Г. Шумский (д.м.н., старший научный сотрудник) приводят наблюдение о характерной внешности людей, что страдают этими расстройствами. Они серьезны, корректны, немногословны, с чувством собственного достоинства или отчетливо выраженным превосходством над окружающими, они холодны и выглядят отчужденно, многие обладают хорошими, а порой даже высокими интеллектуальными способностями.
Также им свойственна эмоциональная бедность. Она возникает, когда человек горд и не вникает в то, что говорят ему другие люди. Такие люди высокоинтеллигентны, интеллектуальны, но они оказываются страдающими, ведь гордыня открывает их для воздействия извне…

Если человек начинает погружаться в трясину патологических состояний, в том числе напоминающих дереализацию или деперсонализацию – то перво-наперво ему нужно искать, где он не смирился.

Смирение не является проявлением слабости и бесхарактерности. Святитель Игнатий (Брянчанинов) определил смирение немногими словами: «Смирение есть непостижимое действие непостижимого мира Божия…» Признак достижения смирения – полный покой в душе у человека.

Старец Иосиф Исихаст писал: «Когда у нас есть Божественный Свет, мы все видим ясно – и бесы убегают далеко, не в силах устоять перед Божией благодатью. А когда уходит Божия благодать – остается тьма, наше естественное состояние. И тогда опять приходят разбойники-бесы и с нами воюют».

Одному молодому человеку, которого мучали мысли о самоубийстве, отвечал, кроме прочего, что в таком тяжелом состоянии сложно давать какие-либо рекомендации, так как он находится в сложном духовном состоянии и ввиду этого состояния советы он может попросту не воспринять или воспринять превратно. Чтобы из этого состояния выйти – человеку следует сначала хотя бы ходить в храм.

Приводил ему и слова схиархим. Авраама (Рейдмана): «Когда благодать присутствует в душе, в уме человека, – ему кажется, что он нечто для себя открыл и теперь может и другим объяснить, все для него становится ясным, четким, определенным. Но благодать оставляет – и вновь возникает недоумение, опять все путается, прежние убедительные доводы теперь кажутся совершенно неубедительными, легковесными, и человек пытается найти новые. Но он их не найдет до тех пор, пока снова не начнет действовать в его душе благодать, тогда, может быть, те первоначальные доводы вновь покажутся убедительными или же (от действия благодати, а отнюдь не собственных умственных усилий) появятся в его уме иные рассуждения, новые доказательства. Не от собственных усилий, подчеркиваю, а от действия благодати».

Благодать же возвращается, когда человек смирится.

Ситуация посттравматического расстройства схожа с описаниями уныния в духовной литературе. При унынии мышление блокируется и ум погружается в такую пучину нечаяния (отчаяния), что человек уже не ждет ничего от жизни. Он убежден, что так плохо будет всегда и не может представить, что когда-то снова будет улыбаться. Это кажется ему абсолютно невозможным. В таком состоянии человек открыт для проникновения в него самых страшных мыслей.

Просто христианство

Бог создал нас подобно тому, как человек изобретает машину. Машина, созданная с расчётом на бензин, не будет работать исправно ни на каком другом топливе. Человека же Бог создал с расчётом на то, что энергию для своей жизни он будет черпать в Боге. Бог — горючее, на котором, по Его замыслу, может работать человеческий дух, Бог Сам — та пища, которая питает человеческий дух. Никакой другой нет. Поэтому бесполезно просить Бога сделать нас счастливыми по нашему разумению, минуя какую бы то ни было религию. Бог не может дать нам счастье и мир в отрыве от Него, потому что без Него счастье и мир просто не существует.

(Клайв Стейплз Льюис).
«Просто христианство»

Всегда радуйтесь и молитесь

«Духовное пробуждение».

Меня очень ранит, когда я вижу монахов, действующих не через Бога, молитвой, а по-человечески — в том, чего трудно достичь по-человечески. Бог может все привести в порядок. Имея правильное духовное делание, можно одной лишь молитвой строить монастыри, снабжать их всем необходимым и помогать всему миру. Не нужно даже работать: только молись.

Монаху надо стараться не ломать себе голову над той или иной трудностью независимо от того, относится ли она лично к нему, к ближнему или же к общему состоянию мира. Ему нужно прибегать к молитве и через Бога посылать в мир многие божественные силы. Ведь так или иначе, это и есть дело монаха, и если он этого не понял, то жизнь его не имеет никакого смысла. А поэтому монах должен знать, что каждое его волнение [#беспокойств(о)], подталкивающее его к поиску человеческих разрешений в различных затруднениях, мучающее его и доставляющее ему головную боль, происходит от лукавого.
<…>
С той минуты, как мы начинаем волноваться, мы препятствуем вмешательству Бога в происходящее.

Мы отдаем предпочтение логике, а
не Богу, не Божией воле, предпочитая которую, мы имели бы право на божественную помощь.

(Преподобный Паисий Святогорец).

 

Исполним честно и свято свое призвание на земле, как бы мало оно ни было, да послужим обществу и благу людей всеми возможным путями. Тогда и при конце дней жизни нашей мы не убоимся последнего часа, не ужаснемся при виде идущей к нам смерти».

(Святой праведный Алексей Мечев † 1923).

 

Как-то один священник подошел к ныне покойному старцу отцу Николаю Гурьянову и начал рассказывать про какие-то свои скорби и проблемы. Отец Николай выслушал его и сказал: «Радуйся!» «Чему же тут радоваться?» – подумал батюшка. А старец продолжил: «Радуйся, что родился, радуйся, что крестился, радуйся, что в вере православной, радуйся, что жив пока!»

И, может быть, слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18) и есть формула счастья? Уметь радоваться жизни, всегда быть с Богом и благодарить Его за все, что Он нам посылает.

Всё, что мы посеем, мы всё и пожнём

Почему верующие люди ходят в храм, молятся и живут труднее, чем те, которые не ходят и не молятся, и не верят в Бога? И почему есть люди, которые не ходят в храм, и у них все хорошо? Есть люди, которые неверующие, и они добрые, а которые верующие (даже среди священников), и они бывают недобрые или даже злые.

Ответ батюшки:
Бывает, прихожанин говорит:»Надел крестик — свалилась на меня куча неудач. Снял — всё нормально стало. Почему так бывает?»
Те люди, кто верует, кто ходит в храм, кто молится и старается по заповедям Божьим жить, вольно-невольно идут против сатаны. И понятное дело, что, если ты наносишь удар в сторону противника, он не будет терпеть и чего-то ждать. Он будет отвечать. Причем чем жестче ты будешь применять меры, тем жестче он будет давать ответ.То же самое и здесь.Есть люди, которых сатана не трогает. Почему? Потому что они и так его. Ведь как Господь сказал:
Вспомним, к примеру, роман «Евгений Онегин».
Как главный герой прожил свою жизнь? Он прожёг её. Ни работы, ни семьи, ни жены, ни детей, никакого дела. То есть он, по сути, вор. Хотя персонаж намеренно эту заповедь не нарушал, но он вор, потому что потратил время, прожёг его впустую.
Так и здесь: бывает, что сатана просто не искушает таких людей.
А когда вдруг они задумают от этого гнета освободиться, то будет так же, как если вырвать у злой собаки кость прямо из ее пасти. Вы же понимаете, чем она ответит, если вы начнете эту кость у нее вырывать?

Поэтому, когда Господь вырывает душу из пасти сатаны, тот начинает, как рыкающий лев, сопротивляться.
Логика рассуждения современных людей до безобразия неправильна.
Мы помним притчу о богаче и Лазаре. Как прожил богач и как прожил Лазарь? Но какой конечный итог у того и другого?
А бывает, что Господь просто отпускает человека:

«Иди и делай все, что хочешь, но придет время, когда ты уйдет в вечность, и уже тогда придется ответить за все.»
Лучше бы, чтобы нам Господь дал испытания здесь, на Земле, нежели потом, после смерти. Ведь суду Божьему надлежит начаться с Дома Божьего, но на Доме Божьем он и не закончится.
Часто бывает и так, что обвиняют в чем-то священников или, еще пуще, правителей.
Мол, эти совершают ошибки, те что-то делают не так, а мы, народ, хорошие, мы — без греха. Но нужно помнить, что правители, учителя и священники — это лицо народа. И так не бывает, что одни хорошие, а другие плохие, потому что Господь за этим всем следит. Это и есть плоды народа. А Господь сказал, что всякое древо познаётся по плоду, и не может древо худое приносить плода доброго. И наоборот, если у меня всё хорошо, а я живу безбожно, то так будет не всегда.Вспомним Содом и Гоморру.
Они прекрасно жили. Жили в своё удовольствие и мало работали, потому что у них были большие урожаи, и надо было прикладывать мало усилий. И своё время они направили на поиски наслаждения, разврат и блуд.
Помните еще и то, что, кому дано много, с того и стребуется много. К примеру, предназначений у вас больше, возможностей больше, потому Господь эти трудности вам и попускает. Он посылает их для нашего вразумления, потому что мы ещё что-то можем.
А когда Господь не попускает этого, значит, люди уже ни на что не способны.
Лежачие, стоячие и сидячие, не осуждайте тех, кто ползет или идет, даже если они часто падают. Потому что не ошибается тот, кто ничего не делает.
И как писал Апостол Павел,
«всё, что мы посеем, мы всё и пожнём».
Если мы щедро посеем, щедро и пожнём. И дальше он пишет: «Если не ослабеем в усердии».
Дай нам, Бог, сил и мудрости не только не ослабеть в нашем усердии, а смочь еще больше прикладывать усилий!

(Протоиерей Александр Проченко).

В чем сила заповеди Христа: «Любите врагов ваших»?

В чем сила заповеди Христа: «Любите врагов ваших»?

Почему Господь сказал, что хранящие заповеди Его узнают, «откуда сие учение?» (Евангелие от Иоанна 7, 17). Как преподобный Старец Силуан понимал это?
Бог есть любовь, любовь абсолютная, объемлющая в преизбытке всю тварь. Бог и во аде присутствует, как любовь. Дух Святый, давая человеку, в меру вместимости его, познать действенно эту любовь, тем самым открывает ему путь к полноте бытия.
Там, где есть «враги», там есть и отвержение. Отвергая, человек неизбежно выпадает из Божественной полноты, и уже не в Боге. Достигшие Царства Небесного и пребывающие в Боге, в Духе Святом, видят все бездны ада, ибо нет такой области во всем бытии, где бы не присутствовал Бог.
Ненавидящие и отвергающие брата – урезаны в своем бытии, и Бога истинного, Который есть всеобъемлющая любовь, они не познали, и пути к Нему не обрели.

(Из книги блаженного старца Софрония Сахарова «Старец Силуан»).

Не беспокойся много

Не беспокойся много об устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время.

(Преподобный Амвросий Оптинский).

Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом

Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью. (Прп.Паисий Святогорец).

Лю­бовь ко злу — чис­то люд­ская спе­цифи­ка на этой пла­нете

Че­ловек со­вер­шенно соз­на­тель­но, ра­ци­ональ­но и доб­ро­воль­но не­мило­сер­ден, жес­ток, зол. И в этом его пе­чаль­ное пре­иму­щес­тво пе­ред жи­вот­ны­ми. Бо­лее то­го, че­ловек влюб­лён во зло, и эта влюб­лённость пе­рерас­та­ет в сла­дос­трас­тие. Ни од­но жи­вот­ное не мо­жет со сла­дос­трас­ти­ем нас­лаждать­ся от­вра­титель­ны­ми га­дос­тя­ми и ху­дожес­твен­ны­ми зло­де­яни­ями, ко­торы­ми нас­лажда­ет­ся че­ловек. Лю­бовь ко злу — чис­то люд­ская спе­цифи­ка на этой пла­нете, зве­ри по сво­ей при­роде не спо­соб­ны на та­кую лю­бовь. Зем­ля по­хожа на пре­ис­поднюю, ибо лю­ди сла­дос­трастно влюб­ле­ны во зло.

Прпеподобный Иустин (Попович).

Человек хочет одно, а сам делает совсем другое

Человек хочет одно, а сам делает совсем другое, не то, что хочет. Ум его хочет одно, а чувства требуют другого. И видит человек, и чувствует болезненно, что это все не то, понимает он, что нехорошо у него получается, не так, как надо, даже приходит в уныние, видя, что не преуспевает он в борьбе со страстями, что не налаживается его духовная жизнь. Но нет, не нужно унывать, надо терпеть.

(Прп.Никон Оптинский).

Главное, никогда не унывайте

«Главное, никогда не унывайте, в отчаяние не впадайте – диаволу это только и нужно. Как ни трудно – Господь с нами! Матерь Божия не оставит детей Своих, и святые угодники, и Ангел Хранитель всегда будут с нами. Нет у нас человеческой защиты – есть духовная защита. А если Бог и попускает испытания и искушения, знайте: кого любит Бог, того и наказует, посещает. Правильное русское слово наше «посещает». И любое испытание – это посещение Божие».
Схиархимандрит
Зосима (Сокур)
(† 2002)