Гордость — это болезнь

Гордость — это болезнь. Болезнь самого дьявола.
Он первый заболел гордостью и затем передал эту болезнь человеку. Сеет он ее в наши души через помыслы, с помощью лживых обещаний.

Стандартный прием дьявола — обещать, что ты станешь значительным, великим.
Он Самого Христа искушал в пустыне, показав ему все царства мира в мгновение ока: «Я все Тебе дам, только поклонись мне!»
А можем ли мы представить себе, что это такое: показал все царства мира в мгновение ока?
Это феерическое зрелище! Лукавый не просто возил Христа на горбу в Лувр, скажем, или в Петергоф, или на Великий Каньон, или к египетским пирамидам. Ничего подобного! Дьявол перед очами Христа развернул как бы фантики-мультики.
Взрыв фантазии!Сколько разных зрелищ предстало перед взором Господа!
А дьявол говорит: «Это все мое! Вот царства, вот челядь, вот золото, вот серебро, вот танцовщицы, вот музыка, вот охрана, вот великие здания!» И все это — в секунду! «Смотри! Видишь, какое величие? Все дам! Ничего не пожалею за один только поклон! Поклонись мне. Ведь все же кланяются…»
Это был великий соблазн, который невозможно было бы выдержать, если бы Христос не был Тем, Кто Он есть.
А затем, уже в христианскую эпоху, появились и люди, силою Христовою совершавшие нечто подобное, например, Антоний Великий. Но это были уже плоды Христовой победы.

Итак, человеку предстоит всю жизнь бороться с гордостью. Однажды гордый дьявол соблазнил глупого человека, и с тех пор глупый человек стал гордым человеком. Раньше он был просто глупым, а теперь стал гордым.
И вечно решает вопрос: что я значу в этой жизни?
Ведь значу же я что-то! И об этом хотелось бы поговорить с точки зрения практики.
Неверующие могут сомневаться, ведь гордыня для них — это честь и достоинство. «Я вам не позволю так поступать со мной!» — говорит человек с повышенным чувством собственного достоинства.
У смиренного все по-другому.
Он знает, чего делать нельзя и что можно, не унижаясь.
Смиренный не скажет, например: «Я не буду мыть пол. Я не слуга вам!» Он спокойно вымоет пол, потому что это не унижение.
А когда дело связано с грехом, смиренный твердо скажет: «Я этого делать не буду!»
Знаете, ведь подлинно смиренного человека на грех не сдвинешь и самосвалом!
А гордый пошумит, повозмущается и… согласится на грех, потому что нет в нем Духа Божия, а есть гордость.
Человек перепутал гордость с достоинством.
Необходимо, по мере сил, разобраться, где гордость, а где достоинство.
До конца, до донышка разобраться, может, и не получится, но нужно знать, что в грехе достоинства нет.
Там один стыд. И смиренный человек отвращается именно от греха.

(Протоиерей Андрей Ткачев).

Зло, это не особая сущность, но состояние души

«Зло, это не особая сущность, но состояние души».

Зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели, происходящее в беспечных вследствие отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия.

(Святитель Василий Великий).

С Днем Матери!

Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю Дня матери

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю Дня матери.

«Нынешний праздник — замечательная возможность сугубо поблагодарить наших матерей, выразить им признательность и уважение, проявить деятельную заботу и любовь, сказать добрые слова.

Почитание родителей и благоговейное отношение к ним — важнейшая составляющая всех религий и культур. По слову Священного Писания, жена спасается чадородием (1 Тим. 2:15). Конечно, значим вклад женщин в искусство, науку, политику и другие сферы жизни общества, однако именно материнство дает им возможность проявлять самые высокие человеческие качества и в полноте реализовывать свое призвание. Служение женщины — жены и матери — особенно важно в нынешние непростые времена, когда народу нашему навязываются ложные семейные «ценности», а также чуждые нам и далекие от нравственных норм «идеалы».

Одна из десяти заповедей Господних, содержащаяся в Ветхом Завете, гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12). Таким образом, святая обязанность каждого человека — заботиться о родителях и всячески поддерживать их, отдавая долг любви и следуя Божественным установлениям.

Поздравляя всех причастных к нынешнему празднику, желаю вам крепкого здравия, бодрости духа и радости о Господе.

Призываю на всех вас благословение Христово.»

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

По материалам официального сайта Московского Патриархата

Батюшка, мне 30 лет и я не замужем. Говорят для девушки только два пути — семья или монастырь. Но как быть, если я не чувствую призвания ни к браку, ни к монашеству?

ВОПРОС: Батюшка, мне 30 лет и я не замужем. Говорят для девушки только два пути — семья или монастырь. Но как быть, если я не чувствую призвания ни к браку, ни к монашеству?

ОТВЕТ: Есть три спасительных равноценных пути как для женщин, так и для мужчин: семья, девство (целомудренное одиночное проживание в миру) и монашество. Ничто не лучше и не хуже. И одному быть хорошо. И не одному — тоже. Смотря к чему призвал Господь и что ближе нашему сердцу. Кто-то любит петь в хоре, кто-то в дуэте, а кто-то красиво звучит только сольно. И если с супружеством, и монашеством всё понятно, то не все знают, что есть есть ещё один благословенный Богом спасительный путь — когда девушка хранит свою духовную и телесную чистоту, не выходя замуж и не уходя в монастырь. Один из таких ярких примеров — жизнь преподобной Марии Египетской и блаженной Матроны Московской. Они не были монахинями и не имели семьи. И таких примеров много, первый из которых — Господь наш Иисус Христос! Также не имели семьи и детей многие апостолы, пророки и великие святые. Создание семьи не является обязательным условием для всех. У каждого свой путь, произволение и миссия на этой земле.

На Ваш вопрос хорошо отвечает апостол Павел, который тоже не имел семьи. Очень внимательно и вдумчиво прочитайте его слова: «Безбрачным и вдовам говорю: хорошо им оставаться как я… За лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Впрочем если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти, а мне вас жаль. Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святой и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Каждый оставайся в том звании, в котором призван пред Богом». (Из 1 Послания апостола Павла Коринфянам 7:37).

Поэтому если у вас есть сомнения перед вступлением в брак и Вы не чувствуете произволения к семейной жизни и рождению детей, то не стоит торопиться. И супружество, и монашество, и сольная жизнь в миру ведут нас к Богу… В семейной жизни — исполняя во имя Христово обязанности супругов и родителей; в девстве — посвящая себя служению Богу и ближним; в монашестве — отрекаясь от мирского ради Небесного Царствия. У всех своё счастье и призвание, главное, чтобы человек искренне любил Создателя и стремился к Нему всем сердцем! А Господь дарует лучшие обстоятельства для нашего блага и спасения!

Геронда, как нужно молиться?

Геронда, как нужно молиться?

– Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду.

Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью.

Молитва означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом….

Как нельзя ребёнка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял её смысл.

Что чувствует ребёнок в объятиях матери? Только тот, кто почувствует присутствие Бога, а себя почувствует маленьким дитём, может это понять.

(Преп Паисий Святогорец).
«Слова. Том VI.
О молитве».

любовь друг ко другу

Молится ли кто, или читает Писание, или занимается какой работою — в основании да полагает любовь друг ко другу; в таком случае произволение их может сподобиться Божия благоволения.

(Преподобный Макарий Великий).

Царство Божие, которое пребывает внутри нас.

Есть в нас некто, кто наблюдает за действиями нашего ума, за его мыслями, но при этом не участвует в его происках и не сочетается ни с одним нашим помыслом. Это и есть наш дух, то ничем не возмущаемое глубокое сознание, которое и есть нашей истинной личностью, существующей вне времени, пространства, вне всяких условий и обстоятельств – вечная личность, стоящая лицом к лицу с вечным Богом.

Обнаружив это, мы также понимаем, что у кичливого, надменного эгоиста, который живет внутри нас самих, есть одно слабое место – он боится пребывать внутри нас. Ему нужно все время быть снаружи. Жить в новостях, страхах, заботах, суете, многопопечительности, обидах, суждениях и проч. Ему нужны или переживания, или развлечения – иначе он не может.

Ум боится тишины безмыслия, но более всего он боится приближаться к духовному сердцу, туда, где пребывает наш дух.

Единственным действенным способом укротить наш ум и эгоизм является молитвенная практика. Не для того она нужна, чтобы рассеяно вычитать слова из молитвослова и получить «зачет» за выполнение правила, не для того, чтобы наработать необходимое количество часов молитвословий, а для того, чтобы смирить эго, опустить ум в сердце, заключить его внутри себя, как в темнице. Только так, благодаря постоянной покаянной молитве, эгоизм прекращает свою деятельность, а ум опускается в сердце, туда, где нет никаких помыслов, а только покой и умиротворение сознания. Это и есть Царство Божие, которое пребывает внутри нас.

протоиерей Игорь Рябко

Сила ваша, свет ваш, успех ваш есть Христос и Крест Его

Ни при каком деле, домашнем и служебном, не забывайте, что сила ваша, свет ваш, успех ваш есть Христос и Крест Его; поэтому не премините взывать к Господу пред начатием дела: Иисусе, помоги мне! Иисусе, просвети меня! Таким образом будет поддерживаться и возгреваться в сердце вашем живая вера и надежда ваша на Христа; ибо Его сила и слава во веки веков.

Смотри, не забудь, христианин, и не потеряй когда-либо сердечной веры в Того, Кто есть невидимый Живот твой, покой твой, свет твой, сила твоя, дыхание твое, т.е. – во Христа Иисуса. Не верь сердцу твоему, когда оно одебелеет, помрачится, обневерится и охладеет от пищи и пития, от мирской рассеянности или, наконец, оттого, что ты будешь жить умом, а не сердцем, – когда ум будешь упражнять, а сердце оставишь в пренебрежении, – когда сеть будешь увеличивать и украшать, а самого ловца оставишь в бедности и нищете: ибо сердце есть, сравнительно, ловец или рыбак, а рассудок – сеть рыбака.

(Святой праведный Иоанн Кронштадтский).
«Моя жизнь во Христе».

Господь твой есть Любовь

Господь твой есть Любовь; люби Его и в Нем всех людей, как чад Его во Христе. Господь твой есть Огнь; не будь холоден сердцем, но гори верою и любовью. Господь твой есть Свет; не ходи во тьме и не делай ничего в темноте разума, без рассуждения и понимания или без веры. Господь твой есть Бог милости и щедрот; будь и ты для ближних источником милости и щедрот. Если ты будешь таким, то улучишь спасение со славою вечною.

Кто поспешно, без сердечного понимания и сочувствия, читает молитвы, побеждаемый своею ленивою и сонною плотью, тот служит не Богу, а плоти своей, самолюбию своему, и ругается Господу своим невниманием, безучастием своего сердца в молитве: ибо Бог есть Дух: «и поклоняющиеся Богу, должны покланятися Ему в духе и истине» (Ин.4:24) – нелицемерно. Как бы ни ленива и ни расслабленна была твоя плоть, как бы ни клонила она тебя ко сну, преодолей себя, не пощади себя для Бога, отвергнись себя, да будет дар твой для Господа совершен, дай Богу твое сердце.

(Святой Праведный Иоанн Кронштадтский).
«Моя жизнь во Христе».

Бог гордым противится, смиренным дает благодать

Не зря в Священном Писании сказано:
«Бог гордым противится, смиренным дает благодать» (1 Пет.5:5)

Эти слова интересно сочетаются с психиатрией. Есть такой феномен «депрессивная дереализация» – когда человек испытывает изменения в восприятии окружающего мира, когда окружающее начинает восприниматься им в измененном виде: кажется странным, неотчетливым, чуждым, призрачным, будто сквозь туман, пленку. Звуки кажутся приглушенными, свет померк, листва поблекла…

Бывает и наоборот, как в случае с кокаином, – обратная дереализация. В первой фазе этого состояния мир расцветает, начинается весна, всех хочется любить, но проходит минут сорок – и человек уходит в состояние «минуса». Вся интенсивность эффекта обращается в противоположность, мир становится необычайно уродлив.

Людям, страдающим дереализацией, свойственен феномен «деперсонализации» – ощущения раздвоенности своего «я».

Ученые Г. В. Морозов (д.м.н., профессор, академик РАМН) и Н. Г. Шумский (д.м.н., старший научный сотрудник) приводят наблюдение о характерной внешности людей, что страдают этими расстройствами. Они серьезны, корректны, немногословны, с чувством собственного достоинства или отчетливо выраженным превосходством над окружающими, они холодны и выглядят отчужденно, многие обладают хорошими, а порой даже высокими интеллектуальными способностями.
Также им свойственна эмоциональная бедность. Она возникает, когда человек горд и не вникает в то, что говорят ему другие люди. Такие люди высокоинтеллигентны, интеллектуальны, но они оказываются страдающими, ведь гордыня открывает их для воздействия извне…

Если человек начинает погружаться в трясину патологических состояний, в том числе напоминающих дереализацию или деперсонализацию – то перво-наперво ему нужно искать, где он не смирился.

Смирение не является проявлением слабости и бесхарактерности. Святитель Игнатий (Брянчанинов) определил смирение немногими словами: «Смирение есть непостижимое действие непостижимого мира Божия…» Признак достижения смирения – полный покой в душе у человека.

Старец Иосиф Исихаст писал: «Когда у нас есть Божественный Свет, мы все видим ясно – и бесы убегают далеко, не в силах устоять перед Божией благодатью. А когда уходит Божия благодать – остается тьма, наше естественное состояние. И тогда опять приходят разбойники-бесы и с нами воюют».

Одному молодому человеку, которого мучали мысли о самоубийстве, отвечал, кроме прочего, что в таком тяжелом состоянии сложно давать какие-либо рекомендации, так как он находится в сложном духовном состоянии и ввиду этого состояния советы он может попросту не воспринять или воспринять превратно. Чтобы из этого состояния выйти – человеку следует сначала хотя бы ходить в храм.

Приводил ему и слова схиархим. Авраама (Рейдмана): «Когда благодать присутствует в душе, в уме человека, – ему кажется, что он нечто для себя открыл и теперь может и другим объяснить, все для него становится ясным, четким, определенным. Но благодать оставляет – и вновь возникает недоумение, опять все путается, прежние убедительные доводы теперь кажутся совершенно неубедительными, легковесными, и человек пытается найти новые. Но он их не найдет до тех пор, пока снова не начнет действовать в его душе благодать, тогда, может быть, те первоначальные доводы вновь покажутся убедительными или же (от действия благодати, а отнюдь не собственных умственных усилий) появятся в его уме иные рассуждения, новые доказательства. Не от собственных усилий, подчеркиваю, а от действия благодати».

Благодать же возвращается, когда человек смирится.

Ситуация посттравматического расстройства схожа с описаниями уныния в духовной литературе. При унынии мышление блокируется и ум погружается в такую пучину нечаяния (отчаяния), что человек уже не ждет ничего от жизни. Он убежден, что так плохо будет всегда и не может представить, что когда-то снова будет улыбаться. Это кажется ему абсолютно невозможным. В таком состоянии человек открыт для проникновения в него самых страшных мыслей.