Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех

Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех обретших ны зело (Пс. XLV, 2). Все дела славят Господа — это потому, что делаются во славу Его. А есть дела, которые мы делаем в свою угоду, — это плохо. Если всех любите, то хорошо. Если же одно лицо милое, а другое — нет, это не по Богу. Богу все люди милые, благословенные, святые. Если себя винить, упрекать, что грешен, и не отчаиваться — тогда благо. И если в лице людей смотрите, что будто это Сам Христос, тогда принимаете Бога, Странником пришедшего в дом ваш, Ему слава. Аминь.

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко).

 

Одна из излюбленнейших фраз у отца Виталия (Сидоренко) была: «Все ангелы, один я сволочь».

Еще он неоднократно повторял в своих письмах такое рассуждение: «Если Христос пришёл не для праведников, то я отвергаю мою правду, как грех, отлучающий меня от Христа, и в том, что я грешен, нахожу мою правду, правду небесную, доставляющую мне средство приступить ко Христу и быть с Ним».
Христа ради

 

Страх Божий приобретается исполнением заповедей Божиих, и чтобы делать все по совести.
(Прп.Амвросий Оптинский).

 

Кто воздержанием очистит тело свое, а любовью — гнев и похотение — поводом к добродетели, молитвой же очищенный ум предстоять Богу научит, то стяжет и узрит в себе обетованную чистым сердцем благодать.
(Свт.Григорий Палама).

Господь нас так много любит, что мы сами себя не можем так любить

«Господь нас так много любит, что мы сами себя не можем так любить…»
Существует несоразмерность между безусловной любовью, которой Христос любит людей, и отношением людей к Нему. Господь всегда любит прежде( 1Ин. 4:19 )даже если мы ничего не сделали, чтобы это «заслужить», даже если мы Его оскорбили и не исполнили Его волю; даже если люди оказываются неспособными понять такую любовь .

(Прп.Силуан Афонский)

Необходимо очистить свою душу

Тот, кто совершает [над собой] тонкое делание, оправдывает других и не оправдывает себя. И чем больше он продвигается вперед в отношении духовном, тем большую приобретает свободу и тем больше любит Бога и людей. Тогда он не может понять, что значит злоба, поскольку постоянно имеет о других добрые помыслы; его мысли постоянно чисты, и на все он смотрит духовно, свято. Даже падения ближних идут на пользу такому человеку. Он использует их как надежный тормоз для себя самого, чтобы быть внимательным и не потерпеть крушения. И напротив: человек не очистившийся мыслит лукаво и на все вокруг смотрит лукаво. Своим лукавством он пачкает даже хорошее, доброе. Даже добродетели других не идут ему на пользу, потому что, будучи омраченным черной тьмою человекоубийцы [диавола], он и добродетели истолковывает с помощью своего «Толково-лукавого словаря». Он всегда пребывает в расстройстве и ближних постоянно расстраивает своим духовным мраком. Если такой человек хочет освободиться, он должен понять, что ему необходимо очистить свою душу, чтобы к нему пришла духовная просветленность, очищенность ума и сердца.

(Прп.Паисий Святогорец).

Слава Богу за все!

Искреннее желание служить Господу Богу и вручение всецело и себя, и всего, и всех в волю Божию, всеблагую, совершенную, приносят сердцу мир Божий, даже при переживании различных скорбей, и внешних, и внутренних, душевных. Молись Богу о удалении напасти и вместе отрекайся своей воли, как воли греховной, воли слепой. Предавай себя, свою душу и тело, свои обстоятельства, и настоящие, и будущие, предавай близких сердцу, ближних твоих воле Божией, всесвятой и премудрой… Слава Богу! Слава Богу! За все слава Богу! От этих чудных, святых слов отступают мрачные мысли, тягость. Приходят в душу человека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все!

(Прп.Никон Оптинский).

От О. Серафима:

От О. Серафима:
Стяжать теплоту сердца

Как важно стяжать эту теплоту сердца, которая являет собой присутствие и близость Христа! А присутствие Христово, дорогие отцы и братия, непостижимым образом открывается через смирение. Видите ли, когда Спаситель Христос явился по дороге в Еммаус апостолам Луке и Клеопе, Он предстал перед ними со смирением. Точно так же смиренно, как Он явился прежде Женам-мироносицам. Он хотел, чтобы Его присутствие не было навязчивым, но чтобы люди сами захотели быть с Ним — те, кто любит Его и верует в Него всей душой. Мы должны сами стремиться к присутствию Христа в нашем сердце, если хотим быть последователями апостола Луки, апостола Клеопы и других апостолов. Если сердце согрето божественным теплом и наполнено радостью, это чувствуют и те, кто с нами рядом, и те, кто приезжает издалека. И когда оно наполнено покаянием. Человека, приносящего покаяние, можно сравнить с тем, кто собирает хворост, видя который, нисходит Дух Святый и возжигает пламя светоносной и горячей веры.

Вот почему очень важно, чтобы наше сердце было горячим, а не холодным. Все, что мы делаем, мы должны делать от всего сердца, если это дело Божие и оно способствует возрастанию в нас смирения Христова. Преподобный Иустин Попович, сербский святой 20 века, составил прекрасную молитву: «Смиренный Господи, смири меня смирением Твоим». Посмотрите, как молится святой… Он просит, чтобы Бог воздействовал на нас не через веру. И даже не через чудеса Свои. Но через Свое смирение, а именно через Свой Крест. Через Свое схождение до самого ада. Все это апостол и евангелист Лука записал в своем святом Евангелии. Мы должны найти способ пережить это в своей жизни и в сердце своем. Наилучший способ для этого — сохранять смиренный образ мыслей и очистить свое сердце от скверных помыслов, от греховных желаний и пороков, которые есть у нас всех, от страстей и похотей. И тогда в нем воссияет свет Святого Духа, который приблизит и привлечет к нам свет Спасителя Христа. А Спаситель Христос, в свою очередь, дарует нам возможность ощутить Бога Отца. «Кто видел Меня, говорит Христос, тот видел и Отца» (Ин. 14, 9).

Митрополит Морфский Неофит
Кипр

 

От О. Серафима:
О смиренном образе мыслей или смиренномудрии

Недавно я прочитал одну хорошую историю и хотел бы поделиться ею с вами. Речь в ней идет о смиренном образе мыслей или смиренномудрии, которое привлекает Божественную благодать, и тогда мы становимся способны оказывать благодатное влияние и на наших ближних. Все мы являемся свидетелями того, что сегодня подвергается испытаниям не только политика, экономика и здравоохранение, но и образование наших детей. Некоторые считают, что ответственность за воспитание и образование наших детей лежит только на учителях. Но кто научит детей смирению? Неужели учитель? Учителя призывают детей к соревнованию с другими, к тому, чтобы они всегда были «первыми». Но ведь все не могут занимать первое место. Первым может быть только один. Кто-то будет вторым, кто-то третьим, кто-то десятым. Что станет со всеми теми, кто не будет первым? Должны ли они разувериться в Боге и думать, что Он не способен возвести их на первое место? Так вот, у одного из учеников гимназии была мать, в сердце которой был Христос. Мать, которая со вниманием прочла Евангелие от апостола Луки и других апостолов. И когда её сын пошел в гимназию, она дала ему листочек бумаги и попросила, чтобы этот листок все время лежал у него на парте. Что написала на этом листочке мать, которая не хотела, чтобы ее ребёнок вырос эгоистом и мучал себя, свою семью и всех окружающих? На листке была надпись: «Я хочу всегда быть третьим». А другим детям родители говорили, что они должны всегда быть первыми. Но у них это не получалось. Приходя домой, они лгали и рассказывали о несуществующих успехах. Но когда наступил конец четверти и были выставлены итоговые оценки, весь обман был открыт. Дети плакали и боялись показать родителям табель. Отношения родителей и детей были безнадежно испорчены из-за самолюбия родителей, из-за их эгоистичного отношения к детям. А ребенок, которому мать написала пожелание, что он всегда был третьим, милостью Божией окончил первый класс на отлично. А затем он окончил на отлично и второй, и третий класс. Однажды к нему подошел одноклассник и спросил:

— Зачем ты кладешь на парту этот листок? Ты — самый лучший ученик нашего класса. А здесь написано, что ты хочешь быть третьим.

— Этот листок мне дала моя мать. Я попрошу, чтобы она рассказала, что это значит.

Когда мальчик пришел домой, он спросил у своей матери:

— Мама, мои одноклассники спрашивают, зачем ты дала мне этот листок с пожеланием всегда быть третьим? Ведь я первый ученик в нашем классе.

Мать ответила:

— Сын, это значит, что первым в твоей жизни должен быть Христос, закон Божий и слово Христово. На втором месте должны быть твои ближние. А на третьем месте — ты сам.

В наше время все перевернуто с ног на голову. Мы не учим своих детей заповедям Христовым. Вот почему наши дети переполнены чувствами высокомерия и превосходства, а когда они видят, что не достигают превосходства, то впадают в другую крайность, в «комплекс неполноценности». Они очень легко впадают в депрессию. Потому что с юных лет родители и школа не учат их тому, что на первом месте в нашей жизни должен быть Христос. И заповеди Христовы, Евангелие Христово, которое святой апостол и евангелист Лука с такой болью писал в темнице. Мы не учим их тому, что наши собратья важнее нас. И что мы должны учиться любить их, прощать их, сочувствовать им. В результате, когда дети вырастают и создают свою собственную семью, они начинают думать о разводе. По причине того, что каждый из супругов хочет быть в своей семье первым. И мужчина, и женщина. Этому их учила мать, этому учил их отец, этому их учила школа. Но о чем говорится в Евангелии, написанном апостолом и евангелистом Лукой? «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14, 11).

Митрополит Морфский Неофит

Кипрская Церковь

 

От О. Серафима:
Возлюбите Евангелие

В наши дни мало кто читает Евангелие. И тем самым мы сводим на нет все старания апостолов и евангелистов, в том числе и евангелиста Луки. Мы не делимся евангельской мудростью с нашими детьми. Мы всё сваливаем на школу. А если у нас хороший духовник, говорим, что научение детей наших вере является его обязанностью. Но раньше дело обстояло не так. В храмах служили простые священники, без ученых степеней, и они не вели воскресную школу. Нашим воцерковлением занимались бабушки и дедушки, на примере своей собственной жизни. Как только зазвонит колокол, они сразу шли в храм, к вечерне или к литургии. Постились в среду и пятницу и причащались так часто, как позволял духовник. Исповедовались духовному отцу. Имели благое попечение о своей душе и знали, что эта жизнь не заканчивается смертью и похоронами. Что после нас ждет вечная жизнь. Что умирает только тело, а душа пребывает вовек. То, что будет у нас на совести в этой временной жизни, мы возьмем с собой и в жизнь вечную. И если у нас будет чистая совесть, то тогда мы попадем в Рай, в радость Христову. Как-то раз я спросил мою бабушку:

— Что такое Рай?

И старушка, которая не умела читать, сказала мне вот что:

— Это радость Христова, сынок. Рай наполнен светом Христовым.

— Бабушка, а что такое ад?

— Это место, где находится человек, который не хочет радости и света Христова.

Знаете ли вы, что означает имя апостола Луки? Оно происходит от латинского слова lux, что означает свет. И оно как нельзя больше подходит этому апостолу, просветившему все концы вселенной светом Христовым.

Завтра во время литургии, когда диакон будет стоять передо мной и подавать мне дикирий и трикирий, он громогласно скажет возглас, напоминающий мне о моих обязанностях по отношению к вам, чтобы я учил вас и словом, и делом: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на Небесех». Как важно, чтобы дети видели наши добрые дела и, беря с нас пример, прославляли Бога!

Поэтому я прошу вас, возлюбленные, чтобы мы, имеющие дар чтения, познавали свет Христов и читали Евангелие. Возьмите себе за правило прочитывать по одной главе в день. Чтобы в вашей душе запечатлелась воля Божия, закон Божий, заповеди Христовы. И когда вы их возлюбите сами, то будете способны учить и других. Но только не нравоучительным тоном. Пусть за вас говорят ваши дела. Сегодня ситуация такова, что воцерковлением и катехизацией наших детей должны заниматься мы, их родители. И если мы прилагаем попечение, чтобы купить им участок земли для строительства дома или автомобиль для передвижения, то тем более мы должны позаботиться о том, каким образом они достигнут вечной жизни, света Христова и радости Христовой. В противном случае, все усилия будут напрасны. Без Бога наши дети не будут наслаждаться ни своей жизнью, ни своим браком. А дети наших детей будут терроризировать весь мир. И в ответе за это будем мы с вами.

Поэтому я прошу, дорогие мои: возлюбите Евангелие и читайте его ежедневно. И тогда у апостола и евангелиста Луки, тезоименитого свету, будет радость о вас и праздник каждый день.

Молю Бога о том, чтобы вас вдохновлял свет Евангелия, и прошу ваших молитв, чтобы он вдохновлял и нас тоже — чтобы, видя нас, люди прославляли Бога на небесах. Аминь

Митрополит Морфский Неофит

Кипрская Церковь

О терпении

В лабиринте невзгод, скандалов, мирских удовольствий, жадности и заблуждения, человек просто заблудился. Но тот, кто обладает смирением и терпением сопротивляется и побеждает. Терпение наградит его.

Он не подчинится бедствиям , не дойдёт до развода, промолчит, где надо, не будет мучиться в различных неблагоприятных жизненных ситуациях. Это большое дело — принимать горькие события своей жизни смиренно и безропотно.

Но множество проблем, жизненные курьезы и трудности, не позволяют сегодняшнему человеку терпеть. Похоть и зависть к тому , что имеет другой и жгучее желание к приобретению большего заставляют его беспокоиться.

Терпеливый человек — это человек нежный, добрый, не завистливый, улыбчивый и мирный. Терпение может внести много хорошего в наш трудный современный образ жизни.

(Прп.Моисей Святогорец).

Настоящая здоровая радость без покаяния невозможна

Настоящая здоровая радость без покаяния невозможна. При этом если покаяние не рождает радости, то становится не истинным. Тогда это — самоедство, взгляд на свои грехи через призму гордыни.

Но и если человек изображает радость, не покаявшись, — это фальшивка, так как он не выстрадал, не «родил» ее. Мы не понимаем, как так, но без этих двух, казалось бы, противоположных вещей нет истинного христианства. В благодарственной молитве после причастия можно услышать такие слова: «Да будет мне благодарение сие в радость, здравие и веселие».

Получается, для чего мы проходим через покаяние и затем причащение? Чтобы радоваться, быть здоровыми душой и искренно веселиться чистоте помыслов и деяний.

(Протоиерей Федор Бородин).

Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос

Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин.4:42).

И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова – восстановление падшего.

Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь Иисус Христос есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе.

(Свт.Феофа́н Затворник Вышинский).

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла министру обороны России С.К. Шойгу с Днем Победы

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил министра обороны Российской Федерации генерала армии С.К. Шойгу с Днем Победы.

Министру обороны Российской Федерации генералу армии С.К. Шойгу

Уважаемый Сергей Кужугетович!

Сердечно поздравляю Вас с Днем Победы.

Этот праздник особенно дорог нашим соотечественникам. События одной из самых страшных войн в истории человечества сохраняются в народной памяти: рассказы об этом передаются из поколения в поколение, объединяя наследников Победы во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. Великий подвиг фронтовиков и тружеников тыла неизменно вызывает глубокую благодарность, восхищение и уважение, ведь наши отцы и деды, не жалея себя и рискуя жизнью, делали все для того, чтобы защитить родную землю и своих близких.

Нынешний праздник напоминает нам о единстве народов нашей страны, которые совместными усилиями смогли победить опасного и сильного врага, побуждает задуматься о том, что мы можем сделать для предотвращения конфликтов и созидания мира.

Желаю Вам доброго здравия, благополучия, помощи Божией и успехов в служении на пользу Отечества.

С уважением

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Будем жить проще, и Господь помилует нас

Будем жить проще, и Господь помилует нас. (Прп.Амвросий Оптинский).

 

Одному святителю задали три вопроса:

– Какая величайшая мысль достойна человека? Какая величайшая забота достойна человека? Какое величайшее ожидание достойно человека?

 

Он так на них ответил:

– Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни – величайшая мысль, достойная человека. Потому что она приносит душе мудрость и блаженство.

Забота о спасении души – величайшая забота, достойная человека. Потому что душа – величайшее сокровище на земле, а великое сокровище нуждается в наибольшей заботе.

Ожидание смерти…