От человека, озаренного Христовой любовью, льется как бы тихий свет

От человека, озаренного Христовой любовью, льется как бы тихий свет, как бы волны тепла льются в ваши души. Он только войдет, он только взглянет – и вы уже почувствовали влияние его любви… Душа потянулась к нему доверчиво и беспомощно, как дитя – жалкая душа, иззябшая в вечном одиночестве и озлоблениях жизни. Слезы просятся на глаза, сердце раскрывает свои раны… Мы чувствуем: он не оттолкнет, он не осудит. И любовь его, как божественная, всеисцеляющая сила, освежит и исцелит измученную душу.

Схиигумен Савва (Остапенко)

Господь отыскивает каждую (!) душу

Один из моих прихожан — внук А.С.Абрамова, известного тем, что последние лет 25 возглавлял организацию по сохранению Мавзолея основателя Советского гос-ва. Алексей Сергеевич родился в 1926 году, воевал в ВОВ, был убежденным членом партии. Когда Сталин помер ему уже было 27 (!)
Когда внуки и дети говорили ему, что надо покаяться перед смертью, он на них смотрел, как когда-то Ленин на буржуазию. Он и крещен не был. По образованию — журналист, т.е. книжный человек с подкованной речью, автор многих книг про Мавзолей и Кремлевский некрополь.
На Светлой он умер. 96 лет!
Но! за неделю до смерти он стал просить Крещения. Не буду вдаваться в перепетии, но дедушка был крещен, миропомазан и причащен. В полном разуме и с горячим сочувствием. Дочь и родня поверить не могли, что их глаза видят, как несгибаемый Дед плачет и говорит: Господи, прости меня! Господи, помилуй меня!
Вот слова его внука: По дороге в скорой говорил маме, что ему откровение произошло, видел ангелов и свет Господень. Самостоятельно просил о крещении. Причастился, исповедовался. Говорил, что заблудился, повторял «я был не прав, я был не прав».
На Пасху первый раз в своей жизни, первый раз за 96 лет в ответ на «Христос воскрес» искренне улыбаясь ответил «Воистину воскрес»!
Упокоился в чистый четверг 20го апреля во сне.
*
Вот так — из под тонны шлака, уже на выходе их мира Господь отыскивает каждую (!) душу! Так Он любит нас!
*
Вот так звучит ответ на вопрос: когда Ленина погребут, изменив его статус из идола в обычного покойника? — Когда Христос прикажет! И не раньше. Мы будем спорить, орать, убеждать, доказывать, обижаться, ссориться… а последнее слово за Иисусом Христом.
В Его власти сделать так, чтобы любой условный Зюганов сказал «я был не прав, я был не прав», и далее по алгоритму.
*
Терпение Христа велико и планов Его мы в деталях не знаем. Но именно Он правит жизнью мира и души людей в Его власти. Россия будет меняться только во имя Иисуса, благодатью воскресшего Иисуса и во славу Великого Господа Иисуса.
Остальные рычаги признаны слабыми.

(Протоиерей Андрей Ткачев).

Владыка Митрополит Иосиф Чернов

Сидит человек в Челяблаге. Без вины, по 58 статье сидит. Просто потому, что верующий. Владыка Митрополит Иосиф Чернов. Белье за зеками стирает, кашу варит на всех. А ещё в лагерях в первую ходку он работал в мертвецкой – ему велели перед погребением трупы вскрывать, а потом зашивать. Он их там отпевал потихонечку и отвозил хоронить потом. За туберкулезными больными плевательницы моет. Руки и ноги у него обморожены. Бит уголовниками.
И вот он сидит во всем этом и знаете какие стихи пишет? А вот такие:
Ландыши
Чтобы свет любви и радости
В нашем сердце не угас,
Целомудренные ландыши
По весне цветут у нас.
У весенней тихой зореньки
Нету краше той красы –
На стебле его, на тоненьком,
Две-три капельки росы.
Мудрость ветхая, далекая
Различала и цвета:
Скрыта в ландыше глубокая,
Неземная красота.
И не нами это сказано:
Белый цвет издревле свят…
Из букета, как от ладана,
Льется нежный аромат.
И не зря народы древние
От сердечных ран и мук
Обрели в нем средство верное,
Исцеляя злой недуг.
Из лесов весною раннею,
В тихом шепоте берез,
В мир печали и страдания
Ландыш нам принес Христос.
-—
Посвящает их игумену Пимену (Извекову).
С любовью.
Вот так и мы должны: кошмар внутрь себя не допускать, как он туда не рвётся. Современные молодежные песни про то, как жить тошно, и как нас в рабов хотят превратить, такими нелепыми кажутся после этих стихов, написанных прямо в аду.
Штрих про владыку от его воспитанника, сейчас уже весьма пожилого архимандрита в Германии. В юности он был иподиаконом митрополита Иосифа. У них была разработана тактика выхода из машины. Владыка Иосиф протягивал руки (перебитые пальцы могли подвести), иподиакон рывком тянул его к себе, и тут надо было быстро перестроиться и найти баланс, чтобы владыка удержался на ногах. Ноги тоже были перебиты…

СМЫСЛ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ

«СМЫСЛ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ»

— Геронда, мне проще творить молитву Божьей матери и святым, чем Иисусову. Это нормально, что так происходит?

— Молитва Божьей матери и святым, и молитва Иисусова – разные вещи. Молитва Иисусова имеет иной смысл: этой молитвой человек соединяется со Христом, ум соединяется с Богом….

Умное делание имеет смысл очищения сердца человека от падшей природы и напасти темных сил, и настройка его на лад с Богом, Христом Его. Это средство духовного совершенствования человека.
Молитвы святым – это просьбы человека о помощи в разных обстоятельствах жизни. Это средство получения помощи от Бога и святых в разных ситуациях.
Вот в чем отличие Иисусовой молитвы (как типа молитвы) от другого типа молитв.
— Может ли сердце быть очищено одной только Иисусовой молитвой?

— Нет, очищение невозможно одной молитвой, если одновременно не будет смирения и соответствующего подвига.

(Подвиг для мирянина – это соблюдение евангельских истин в ситуациях реальной жизни. Тот, кто старается их соблюдать — хранит верность Христу и на деле показывает ее)….

Какие слова произносить в Иисусовой молитве.
— Геронда, как произносить Иисусову молитву?

— Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Если трудно, то «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».

— Надо ли добавлять слово «грешного» или «грешную»?

— Только в самом начале, чтобы настроиться на молитву. Когда человек настроился на нее, повторение этого слова уже не имеет смысла. Есть уже необходимое состояние души. И сама Иисусова молитва являются покаянной и очищающей.

— Надо ли обращаться только ко Христу или ко всей Святой Троице?

— В Христе являет себя Троица. Ко Христу мы обращаемся, поскольку на Нём утвердил Бог спасение мира. Отец послал Христа в мир, дабы спасти этот мир. Христос принёс себя в жертву и был распят ради нас. Христос будет судить мир.

— Геронда, можно ли в обращении молитвы менять слова? Например, вместо «помилуй мя» — «просвети мя». Или «прости мя». Или «покрой мя».

— В обращении «помилуй мя» все названное тобой содержится. И поэтому менять «помилуй мя» на другое выражение не имеет смысла. Но если во время искушения, душа сама выбирает к Богу более точное обращение, например: «защити мя» или «наставь мя», то можно это сделать. Надо внимать душе, совершая умное делание….

 

Зачем нужно многократное повторение Иисусовой молитвы.
— Геронда, зачем нужно часто повторять слова Иисусовой молитвы? Бог не слышит с первого раза? Или есть рекомендованное количество повторений ее?

— Главное обратиться к молитве, чтобы соединиться с Богом. Только это имеет ценность, потому что человек роднится с Духом Божиим и духом соединяется с Богом неким священным образом через молитву. Мы много раз повторяем сладчайшее имя Христа не потому, что Христос не слышит с первого раза, но чтобы ум наш (отошел от суеты) соединился с Ним. И нужно то количество раз, которое необходимо каждому конкретному человеку, чтобы именно его ум соединился с Богом, Христом Его. Нет магического числа раз повторения. Есть то количество раз, чтобы соединение с Богом в молитве произошло и стало устойчивым.

(Еще важный момент: святые подвижники и миряне отличаются в творении этой молитвы в том, что подвижник, давший обеты, все глубже и глубже проникает в суть духовной жизни, именно, как подвижник давший Богу свои дополнительные обеты.
Необходимости для мирянина уподобляться монаху и идти столь же глубоко – нет. Мирянин не дает обетов отречения от мира.
У мирянина есть необходимость не поддаваться на влияние страстного внешнего мира, оставаясь при этом в мире. Отрешаться и уходить в глубь духовного сверх меры может привести к избеганию мира и дел в нем. Этого не нужно)….

 

Творение Иисусовой молитвы в напастях и искушениях.
— Геронда, нужно ли, и как, творить Иисусову молитву в периоды напастей и искушений?

— Да. И это подобно тому, как тонущий корабль посылает сигнал SOS, чтобы ему помогли. Нужно посылать сигналы, не смущаясь ничем, и помощь придет. В эти моменты есть крики души человеческой к Богу. Бог слышит и помогает.

Как творить Иисусову молитву правильно.
— Геронда, можно ли творить молитву одними устами, без участия ума? Есть в этом толк?

— Творить можно и в этом есть толк. Особенно, при искушениях. Если даже просто произносишь слова этой молитвы, вспоминая Бога, то они подобны пулеметным очередям, которые не дают врагу подойти к твоему окопу. Конечно, такая молитва не очищает сердце и не настраивает ум (основное предназначение Иисусовой молитвы), но она внешне отгоняет врага, и это бывает ценно: тебя не может пленить враг.

— А если я творю молитву во время приходящих ко мне помыслов – не навлекаю ли на себя Гнев Божий?

— Нет. Наоборот. Ты показываешь этим тангалашке (так старец называет сатану), что у тебя есть средство от Бога и ты умеешь его применять. И тангалашка перестанет тебя искушать.

— Геронда, как лучше творить эту молитву: вслух, шепотом или в уме?

— Вслух ее творить трудно и не стоит: быстро устанешь. Лучший вариант – творить ее в уме. Но если пока нет такого молитвенного навыка, то тогда шепотом. Это будет помогать, и со временем перейдет в молитву умом. Можно для начала чередовать: шепотом – потом умом – потом снова шепотом, и снова умом.

— Геронда, когда находят на меня худые помыслы, продолжать ли молитву или пытаться противопоставлять худым помыслам добрые?

— Лучше бороться с ними молитвой, чем противоположными помыслами.

(Просто произноси слова молитвы, внимательно или как можешь, то твори эту молитву, а не пытайся сражаться с помыслами сам. Молитва твой помощник в победе, не сам).

Насколько можешь, беседуй умом со Христом в умной молитве и не рассуждай умом о том и о сём. Возделывай молитву, которая сначала из­бавит тебя от злых помыслов, а в конце сделается одно с дыханием.

— Геронда, если на меня постоянно находят сильные искушения. Что делать?

– Пользуйся искушением, чтобы каждый раз прибегать ко Христу, прося Его помощи, и останешься в выгоде, приобретёшь непрестанную молитву.

Если Бог дает тебе частые искушения и ты пользуешься против них этой молитвой, то Он дает тебе возможность обрести твердую молитву, укрепиться в ней, обрести это спасительное духовное средство. Пользуйся ей и благодари за это Бога.

(Преподобный Паисий Святогорец.)

Святитель Лука Крымский. Слово на Благовещение

Благовещение Пресвятой Богородицы одно из величайших событий в истории мира, которое празднуем мы ныне не только с радостью и любовью, но и с трепетным страхом, ибо это «главизна”, т. е. начало нашего спасения.

Не буду пересказывать единственного в истории мира, великого разговора Архангела Гавриила и Пресвятой Девы Марии, остановлюсь только на словах: Дух Святый найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35).

Никто и никогда, от сотворения мира до конца его, не рождался и не родится так, как Богочеловек Иисус Христос. Никто никогда не рождался без мужа. Никто не родился и не родится наитием Святого Духа. Ни в кого и никогда не вселялся Дух Божий с такой всецелой полнотой, как вселился Он в Пресвятую Деву Марию. Никого не осеняла сила Всевышнего и никакую материнскую утробу не освящала с такой полнотой и силой, как утробу Пресвятой Девы.

Запомните, что я говорю о всецелом соединении Духа Божьего с человеческим существом Марии.

Дух и душа человеческие имеют свое начало в Духе Божием, ибо в первой главе Святой Библии сказано, что сотворил Бог первого человека Адама из праха земного и вдохнул в лицо его дыхание жизни. С Духом Божиим может иметь общение происшедший от Него дух человеческий, как и в природе все сродное имеет общение между собою. О возможности тесного общения с Богом мы знаем из слов Самого Господа нашего Иисуса Христа: Кто любит Меня, тот соблюдет Слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). И апостол Павел как бы даже с удивлением спрашивает коринфских христиан: Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? (I Кор. 3, 16).

Из житий святых известно, в каком близком общении с Богом проводили они свою святую жизнь, ибо были обителями Духа Божия. Но и это глубокое общение с Богом нельзя сравнить с тем превосходящим Ангелов и Архангелов благодатным состоянием, в котором находилась Пресвятая Дева Мария после наития на Нее Святого Духа. Этого не понимал, или, наверное, не хотел понимать несчастный еретик Несторий, утверждавший, будто Пресвятая Богородица родила простого человека Иисуса Христа, с которым только впоследствии соединился Бог, и потому Деву Марию он называл Христородицей, а не Богородицей.

Если бы Несторий был прав хоть в малейшей степени, то Господь наш Иисус Христос был бы не Сыном Божиим и не Богочеловеком, а только одним из многих великих святых, которые должны быть названы истинными храмами и обителями Отца и Сына и Святого Духа за безграничную любовь к Богу и совершенное исполнение всех заповедей Христовых. Как видите, Несторий по справедливости заслужил анафему от Третьего Вселенского Собора.

На этом я мог бы закончить свое похвальное слово великому празднику Благовещения, но не хочу оставить без внимания проникающих в каждое чистое сердце слов Архангела Гавриила: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!

Скажите, все вы, единодушные со мною, может ли быть для вас радость выше и чище, чем сознание и даже ощущение того, что с вами Господь, что Он возлюбил вас за исполнение заповедей Его, что Он придет к вам со Своим Безначальным Отцом и обитель у вас сотворит?!

Этого высшего счастья и радости, молитвами Пресвятой и Пречистой Девы Марии, да сподобит всех вас Господь и Бог наш Иисус Христос! Аминь.

Слово на Благовещение.
Святитель Лука Крымский, 1957 г.

хвала — словесное выражение душевного здоровья

Я не раз замечал, что особенно часто и много хвалят самые смиренные, здоровые и умные люди, а ущербные и глупые хвалят редко и мало. Хороший критик найдёт что похвалить в несовершенной книге; плохой вычёркивает из литературы одну книгу за другой. Здоровый и доброжелательный человек найдёт, за что похвалить самую скромную еду, даже если он привык к очень изысканной; больной или сноб найдёт недостатки в любом угощении.
…можно сказать, что хвала — словесное выражение душевного здоровья. Совершенно неважно умелая она или нет.

(Клайв Стэйплз Льюис).

Помилуй мя, Боже, помилуй мя

Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить.
Итак, будь терпелив.

(Святитель Иоанн Златоуст).

 

«По милости Божией, пролетела ещё одна седмица жизни нашей и ещё одна седмица Великого святого поста. Крестопоклонная седмица прошла. Всю седмицу воспевали мы, прославляли Крест, страдания Христовы прославляли. С великой надеждой уносили Крест в пятницу после святой литургии, воспевая песнь: «…И святое воскресение Твое славим!» То есть уже к Пасхе готовимся, к Светлому Христову Воскресению славному. Четыре седмицы уже прошло поста Великого. Слава Богу, за эти святые светоносные дни праздничные Великого поста, за эту милость Божию и за то, что Бог, особенно в нынешнем году, даёт лёгкость несения поста. (…) Сейчас, когда к концу подходит пост, мы уже подводим итог, как мы покаялись, как мы исправились, как мы почти провели уже Великий пост, — итог Великого поста подводим. Дай Бог, чтоб этот итог, Великого поста — чтение Покаянного канона вселил в наши души умиротворение — недаром пост прошёл! Есть, хоть маленькие, но есть плоды покаяния, есть исправление, есть духовная радость, есть духовное обновление, недаром мы прошли уже почти поприще Великого поста. Вот этот итог уже подведения дней Великого поста, помоги Господи на этой седмице радостно сделать.
И дай, Господи, постоянного обновления, дай, Господи, постоянной милости Божией к нам, дай, Господи, чтоб эта милость Божия всегда сопутствовала нам и в дальнейших постах, и в дальнейших подвигах, и в дальнейшей нашей земной жизни. Чтоб вопль покаянный: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» — почаще был в нашем сердце, осознавая свою греховность, осознавая свою немощь, осознавая и свою несмиренную гордыню. Смири, умиротвори и помилуй, Господи, сердца наши человеческие!»

(Схиархимандрит Зосима Сокур).

О несправедливости

«О несправедливости».

Есть четыре стадии отношения к несправедливости. К примеру, кто-то тебя несправедливо бьёт. Если ты находишься на первой ступени, то даёшь ему сдачи. Если находишься на второй, то чувствуешь в себе очень сильное смущение, но сдерживаешься и ничего не говоришь. На третьей стадии ты уже не смущаешься, а на четвёртой чувствуешь большую радость и сильно веселишься душою. Если человека в чём-то несправедливо обвиняют, то, доказав, что эти обвинения несостоятельны, он реабилитирует себя и получает удовлетворение. В этом случае он испытывает радость мирскую. Однако, относясь к несправедливости духовно, с добрым помыслом и не заботясь о том, чтобы доказать свою невиновность, он испытывает радость духовную. То есть в этом случае он имеет в себе Божественное утешение и славословие Бога становится его состоянием. Знаете, какую радость испытывает душа человека, если его несправедливо обидят и он при этом не оправдывается, добиваясь, чтобы ему сказали «молодец» или «извини»? И радость, которую переживает такая душа сейчас, терпя несправедливость, больше, чем та радость, которую она испытала бы в случае, если бы ей удалось оправдаться. Те, кто достигает такого состояния, желают отблагодарить своего обидчика как за радость, которую он подарил им в жизни земной, так и за радость, которую он обеспечил им в вечности. Насколько же духовное отличается от мирского!..

(Преподобный Паисий Святогорец).

Простите, и прощены будете

Вступая в дни Святой Четыредесятницы, прежде чем предстать пред лице Божие с покаянием о своих прегрешениях, надо воскресить в сердце спасительный закон ‒ простите, и прощены будете. Это единственное условие, без которого прощения нам быть не может. «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный; аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14‒15).

Отнесемся, дорогие мои, к словам этим внимательно, вникая в смысл, понесем согрешившим против нас прощение не на кончике языка, но освободим сердце наше от тягот и мрака обид, подозрений, которые непроницаемой стеной вырастают между нами и Богом. Сердце должно изречь полное и всесовершенное прощение не только оскорбившим нас, но и всем ненавидящим нас, осуждающим, оклеветающим, всем-всем, творящим нам всякое зло.

Надо проникнуться нам мыслью, что все это Господь попускает нам для духовного возрастания, как средства испытательные, усовершительные и исправительные. Сегодня всепрощающая Любовь Божия ждет нас, простивших и прощенных, обидимых и обидевших, чтобы всех чад Своих покрыть милостью, чтобы они почувствовали веяние Небесного Царства в себе.

Кажется, такой простой и доступный способ спасения. И он зависит только от нас самих. Укроти немирствующее сердце свое, перейди от немирных чувств к состраданию, сочувствию и любви, свяжи свою самость и самолюбие ‒ и все тут. Ты спасен!

Прощеное воскресенье – великий небесный Божий день. Святая Церковь установила в этот день совершать обряд прощения друг другу прегрешений. И если бы все мы сердцем приникли к обетованию его, то в нынешний день человеческие христианские сообщества преобразились бы поистине в райские, и земля слилась бы с небом. Любовь Божия и любовь человеческая, встретившись, породили бы такую пасхальную радость в преддверии постного подвига, что она стала бы источником сил на все постное поприще.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Жить проще—лучше всего

Жить проще—лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится—это и есть жить проще.
(Прп.Амвросий Оптинский).

«Быть рабом Господа – это единственная настоящая и достойная человека свобода, а быть рабом мира и своих страстей, греха и порока – это единственное смертоносное рабство. О царях на престоле человек может думать: есть ли более свободные люди на земле? Однако же многие из царей были самыми низкими и самыми недостойными рабами земли. О заключенных в темницы христианах человек может думать: есть ли более несчастные рабы на земле? Однако же христианские мученики в темницах чувствовали себя свободными людьми и, духовной радостью исполненные, пели псалмы, возносили благодарственные молитвы к Богу. Свобода, связанная со скорбью и печалью, – не свобода, а рабство. Лишь свобода во Христе связана с радостью несказанной. А радость продолжительная – это признак настоящей свободы»

Святитель Николая Сербский

 

Никогда нельзя надеяться на человека. Это — великая и роковая ошибка. Без определения на то Божия не защитит и не утешит человек. Совершенно бессилен человек без Божией помощи.
(Прп.Никон Оптинский).

 

Весьма спасительно питать свою душу Нетленным и Святым Хлебом. Если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщался Святых Тайн, то душу его приемлют святые Ангелы на руки свои, чести ради приобщения, и все воздушные мытарства безбедно прохо­дит.

(Прп.Антоний Оптинский)

Утешениям или предваряет, или последует мятеж, а сему причиною наше страстное устроение; страсти наши суть дверь, затворяющая пред нами сию духовную радость.
(Прп.Макарий Оптинский).