«Всегда помните, что и без нас много желающих обидеть и оскорбить, причинить зло, а нам надо научиться для начала хотя бы жалеть всех, стараться ежедневно хоть немного отбавлять от огромной горы человеческого страдания и прибавлять к малому холмику человеческой радости».

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Лишиться Духа Божия можно в один момент: возьми грязи черпак, влей в свою душу – и все; любой скандал, любое неосторожное слово или греховное дело – и тут же потеряешь то, что набрал за всю жизнь. Как на гору можно неделю забираться, а упасть с нее за несколько секунд: чуть пошатнулся, и полетел, и голову разбил, и позвоночник сломал – так и в духовной жизни.
И путь этот очень труден, потому что, во-первых, надо от себя отрекаться – мы греховные люди, поэтому нас все время тянет на грех, душа им услаждается, а не Богом, не благодатью.
Во-вторых, приходится терпеть ненависть мира, гонение от людей. Но гонители виноваты только в том, что они еще не познали Христа, хотя в свое время и они могут Его познать.
Сам апостол Павел сначала гнал христиан, а потом стал первоверховным апостолом.
И нам надо стараться жизнь свою так перевернуть, переквасить, чтобы не прожить ее зря, а приобрести благодать Божию.
Как благодать достигается, как ее привлечь в свое сердце? Этому есть очень много духовных средств. Самое главное – причастие Святых Христовых Тайн, соединение нашей души со Христом.
Ближе к нам, чем в причастии, Бог не бывает никогда и никогда не будет.
У нас есть Евхаристия, есть Чаша. Выше этого не существует ничего ни на Небе, ни на земле.
Второе средство – это слово Божие. Тот, кто читает Евангелие, знает, что каждый раз нам открывается в нем все новое и новое.
И так без конца.
Сколько ни читай, будешь понимать все глубже, все на другом, более глубоком уровне.
Через слово Божие мы тоже благодать получаем, и она нас освящает.

(Протоиерей Димитрий Смирнов).

«Не печалься, дитя мое. Не беспокойся так сильно. И если опять упал – опять встань. Твое призвание – быть неботечцем.
Неудивительно, что бегущий спотыкается. Ему нужно только иметь терпение и покаяние каждое мгновение.Поэтому постоянно приноси покаяние, когда согрешаешь, и не теряй времени. Ибо чем больше ты медлишь, с тем чтобы попросить прощения, тем глубже позволяешь лукавому пускать в тебе корни. Не давай ему усиливаться тебе во вред. Итак, не отчаивайся, падая, но, поднимаясь, с усердием приноси покаяние, говоря: «Прости меня, Христе мой, я человек и немощен».»

Преподобный Иосиф Исихаст

Все зло необходимо покрывать добром и любовью, смиренно принимая искушения, посылаемые нам Промыслом Божиим. Отвечая злом на зло, мы приходим только к его умножению во всей вселенной.

(Прп. Серафим Вырицкий)

Ведь веселость-то не грех, матушка: она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает. И хуже его нет: оно все приводит с собою. Сказать слово ласковое, приветливое да веселое, чтобы у всех пред лицом Господа дух всегда весел был, а не уныл – вовсе не грешно, матушка.

(Преподобный Серафим Саровский).

Как не быть попрошайками
…В одно из моих посещений старца Порфирия Кавсокаливита в его келлии он мне сказал:
— Сколько у тебя эгоизма, целая гора эгоизма!
— И что мне делать? Как бороться с ним?
— Зачем? Думаешь, он поддается твоим ударам?
— Что же мне делать? Игнорировать его?
— Что ты говоришь?! Ну что с тобой делать? Думаешь, что можно проигнорировать эгоизм?
— Старче, ты запутал меня. Помоги мне… скажи, что делать.
— Любовь Христова! Любовью Христовой достигнешь смирения. Вот такой путь! Если хочешь увеличить любовь Христову в себе, вся прочая любовь — все привязанности телесные, эгоистические, страстные должны угаснуть. Пока в нас живут эти маленькие и повседневные «любови», мы не можем возлюбить Христа. Чтобы возлюбить Его, необходим подвиг!
— Как этого достичь?
— Ах, дурачок ты мой, опять ничего не понимаешь? Пусть твой ум всегда будет занят Христом! Читай Священное Писание и псалмы. Совершай богослужебные последования, твори молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!»
В богослужебных книгах сокрыто очень много сокровищ… Чем больше человек занят духовным деланием, тем сильнее его любовь ко Христу. Духовное и плотское — словно сообщающиеся сосуды. Когда растет наша духовность, тогда ослабевают плотские помыслы, а когда ослабевает духовность, растет плотское желание и усиливаются вообще все страсти.
Духовность — это любовь Христова!!! Не ищи любви. Единственный способ ее приобрести — отдавать свою любовь.
Любовью приобретаешь любовь. Иначе будешь сидеть, словно попрошайка, выпрашивать любовь у одного, второго, третьего — и ничего другого не сделаешь в своей жизни. Хочешь любви? Отдавай свою любовь, дари любовь…

Попроси прощения за то, что не можешь простить

Старец Паисий наставлял сестер в Суроти:

– Ты поссорилась с сестрой.

– Да.

– Ты можешь попросить прощения?

– Нет, но я кладу 300 поклонов в келье в том числе и за неё.

– А ты можешь помириться?

– Нет.

– Почему?

– Пока не могу.

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что бывают такие ситуации, что мы никак не можем простить человека. Так вот старец Паисий дал тогда действенный метод:

– ТОГДА ПОДОЙДИ К СЕСТРЕ И СКАЖИ: ПРОСТИ МЕНЯ, ЧТО Я ПОКА НЕ МОГУ ТЕБЯ ПРОСТИТЬ. 300 ПОКЛОНОВ В КЕЛЬЕ НЕ ЗАМЕНЯТ ЭТОГО ОДНОГО ПОКЛОНА ПЕРЕД СЕСТРОЙ.

И он всё время настаивал на том, что ни подвиги, ни труды, ни поклоны, ни молитвенные правила, ни посты, ни постный вид да аскетичная одежда – платки, длинные юбки – ничего не заменит Евангельской жизни. Всё это средство для того, чтобы мы жили по заповедям.

Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми и от домашних своих терпеть искушения даже до смерти. Ибо кто не готов к этому, тот при постигшей внезапно опасности легко приходит в колебание.

(Святитель Василий Великий).

Несчастный, злой человек разрушает всё, обижает даже самых близких и дорогих людей, а добрый человек, излучающий мир и радость вокруг себя, восстанавливает разрушенное, утешает страдающих, помогает нуждающимся.

(Преподобный Серафим Саровский).