Поздравляем нашего батюшку с 25-м юбилеем!!!

 

3 апреля 1996 года протоиерей Николай Караичев был назначен настоятелем Успенской церкви города Камышина. Вчера общественные деятели города пришли в Никольский кафедральный собор поздравить отца Николая с 25 летним юбилеем.

Информационная служба

Никольского кафедрального собора г. Камышина

Родительская суббота

Кондак заупокойный
глас 8
Со святыми упокой,/ Христе,/ души раб Твоих,/ идеже несть болезнь, ни печаль,/ ни воздыхание,// но жизнь безконечная.
Тропари заупокойные
глас 2
Апостоли, мученицы и пророцы,/ святителие, преподобнии и праведнии,/ добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/ дерзновение имущии ко Спасу,/ о нас Того, яко Блага, молите// спастися, молимся, душам нашим. Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/ и елика в житии согрешиша, прости:/ никтоже бо безгрешен,// токмо Ты, могий и преставленным дати покой.
Богородичен
глас 2
Мати Святая Неизреченнаго Света,/ ангельскими Тя песньми почитающе,// благочестно величаем.
#успениекамышин

Всякое добро и всякое зло начинаются с мысли

[09:56, 22.03.2021] Батюшка:
Всякое добро и всякое зло начинаются с мысли. Значит, мы должны стараться быть источником добрых мыслей, ибо наши мысли воздействуют на все вокруг — и на животный, и на растительный мир. И растительный мир имеет свою нервную систему, и все ожидают от нас мира, и утешения, и любви.
__
Архимандрит Фаддей (Витовницкий).

[09:56, 22.03.2021] Батюшка: Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем в жизни своей ни к чему и ни к кому. Печаль происходит от привязанности к видимым вещам. (Прп.Никон Оптинский).

ПОНЕДЕЛЬНИК

Старый стиль
9 марта

Новый стиль

22 марта

Седмица 2-я Великого поста

Постный календарь. Глас 8-й

40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся: Кирио́на, Канди́да, До́мна, Иси́хия, Ира́клия, Смара́гда, Евно́ика, Уале́нта (Вале́нта), Вивиа́на, Кла́вдия, При́ска, Феоду́ла, Евти́хия, Иоа́нна, Кса́нфия, Илиа́на, Сиси́ния, А́нгия, Ае́тия, Фла́вия, Ака́кия, Екди́кия (Екди́та), Лисима́ха, Алекса́ндра, Или́я, Горго́ния, Фео́фила, Дометиа́на, Га́ия, Лео́нтия, Афана́сия, Кирилла, Сакердо́на, Никола́я, Уале́рия (Вале́рия), Филоктимо́на, Севериа́на, Худио́на, Мелито́на и Агла́ия (ок. 320).

Мч. Урпасиа́на Никомидийского (ок. 295); св. Кеса́рия Назианзина, брата свт. Григо́рия Богослова (ок. 369); прав. Тара́сия Ликаонийского.

Сщмчч. Михаи́ла Маслова, Алекси́я Смирнова, Дими́трия Гливенко, Се́ргия Лебедева, Се́ргия Цветкова, пресвитеров и Никола́я Горюнова, диакона, прмч. Иоаса́фа (Шахова), иеромонаха и прмцц. Ната́лии Ульяновой, послушницы и Алекса́ндры (Самойловой), инокини (1938).

Икона Божией Матери: «Слово плоть бысть» Албазинская (1666).

[09:56, 22.03.2021] Батюшка: В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».
Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.
Под утро, когда один из охранников по имени Аглаий проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин!» — сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.
Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.

[09:56, 22.03.2021] Батюшка: фрагмент рассказа великого подвижника 20 века — митрополита Иосифа (Чернова).
– В Таганроге, в архиерейских покоях висела икона 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Я, будучи еще молодым иеродиаконом и келейником владыки Арсения, часто проходил мимо этой иконы, но не оказывал должного почитания этим 40 страдальцам и даже немного сомневался в их существовании: то ли были они, то ли их не было…
И вот, зимой 1943 года, в Умани я сидел в гестаповской тюрьме, где окна были без рам, а на улице стоял страшный мороз. Я был почти раздет – на мне только подрясник. И тогда, в этом каменном мешке, я просил смерти: «Господи, дай мне умереть!» Невозможно было, не было сил терпеть эту стужу. Тогда-то я вспомнил о 40 мучениках Севастийских и стал им молиться, просить прощения за то, что не оказывал им должного почитания, не понимал их мученического подвига. Молился горячо, усердно – и вскоре от души отступило отчаяние, по телу разлилось тепло, и я согрелся. И после того, как холод и отчаяние отступили, открылась дверь камеры и мне принесли передачу – Святые Дары, хлеб и теплую одежду.
При наступлении советских войск, гестаповцы расстреливали всех заключенных, но Владыка был чудесным образом спасен от смерти, как от расстрела, так и от смерти от холода, хоть и находился в неотапливаемой камере с выбитым окном 66 дней в очень сильный мороз.
Святые 40 мучеников Севастийских — это совершенно реальные великие помощники людям, они слышат наши молитвы и помогают в нуждах. Существует традиция — печь в этот день из теста сладких жаворонков.

 

 

#успениекамышин, #вера, #покаяние, #спасение, #молитва, #пост, #святые

Торжество Православия

Даты

21 марта — переходящая

Историческое содержание

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин.1:51).

В воскресном евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса Христа об отверстом небе. Кто из нас не пожелал бы войти в него! Для того мы и созданы, чтобы наследовать Царство Небесное; к тому мы и призваны, чтоб заполнять те опустевшие места, откуда пали злые ангелы; для того и небо отверсто, чтобы входить в него.

Но как мы можем входить в отверстое для нас небо, не имея крыльев, чтобы взлетать в высоту небесную? Мы ведь не Ангелы, но люди, обремененные тяжестью тел. Да и Ангелы, хоть и крылья имеют, но, согласно нынешнему чтению из Святого Евангелия, не взлетают на небо, а восходят: будете видеть и Ангелов Божиих восходящих…, а не взлетающих.

Этот евангельский образ указывает христианам на два условия праведной жизни – созерцание как богомыслие и деятельность как трудолюбие. Богомыслие – это крылья ангельские, трудолюбие – путь восхождения. Недостаточно для нас на крыльях богомыслия взлетать ввысь, подобает и ногами трудолюбия восходить. Ведь и Ангелы восходили, чтобы всякий желающий мог с земли взойти в отверстое небо. Слава Богу, что отверсто для нас небо, только да не ленимся сами входить в него.

Отныне, – сказано, – будете видеть небо отверстым. Что значит отныне? Это значит, с этой Cвятой Четыредесятницы как времени особого воздержания и молитвы. Воздержание называют основанием всех добродетелей. Воздержание в пище да будет одним основанием духовной лестницы, покаяние же да будет другим основанием этой лестницы – как пост от злых дел. Это два бруса, между которыми крепятся ступени добродетелей.

Зачем надо воздерживаться в пище? Известно, что пост иссушает наше тело, ослабляет в нас плотские вожделения, греховные страсти, тем самым укрощает всю вражескую силу, ратующую против нас. Поститься в пище надо именно для того, чтобы, иссушив в себе болото плотских вожделений, одолеть и победить силу и крепость диавола, воюющего с нами в первую очередь через наше собственное тело.

Зачем надо воздерживаться от злых дел? Подобает знать, что у злых дел два вида: одни совершаются от немощи, например от плотского сладострастия. Другие же злые дела совершаются от некоторой особенной злобы, как-то: грех зависти, убийства, грех грабежа и лихоимства, грех поедания и истребления ближнего; и это есть злейшие грехи, тяжелейшие первых. Ибо грехи плотского сладострастия – это грехи немощи человеческой, которые воздержанием в пище укрощаются; грехи же, совершаемые по злобе, суть грехи вражды сатанинской.

Истинный пост есть отчуждение от зол, воздержание языка, отложение ярости, лжи и клятвопреступлений. Без этого духовного поста первый пост не принесет пользы. Молитва, милостыня, милосердие, дружелюбие, боголюбие, смирение, чистота, целомудрие и иные подобные этим добрые свойства и дела, а также внимательное соблюдение всех заповедей Божиих – все это суть ступени лестницы, ведущей на небо.

Великий проповедник покаяния Иоанн Креститель взывал в пустыне Иудейской, обращаясь к приходящему народу: Покайтесь… сотворите же достойный плод покаяния (Мф.3:2, 8). Что значит достойный плод покаяния?

Как объясняют толкователи, труд покаяния только тогда удовлетворителен, когда уравнивается по тяжести с каким-либо содеянным большим грехом; и сколько человек поработал прежде греху, столько же он должен поработать Богу. По словам апостола: Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые (Рим.6:19). А святой Григорий называет человека деревом, от плода познаваемым, говоря, что по плодам, а не по листьям или по корням покаяние узнается. Ведь и Господь проклял дерево, имеющее листья, но бесплодное. Человек, сокрушаясь о содеянных грехах, обретает корень покаяния – помысел и намерение исповедать грехи; листья – это осуществление исповедания Богу грехов перед духовным отцом и обещание исправиться; плоды же – исполнение обещанных трудов. Достойные плоды покаяния те, которые сравниваются трудами своими с качеством и количеством содеянных прежде грехов. Неправедно покаяние того христианина, который некоторым кратким и легким ограничением потребностей своего тела хочет очиститься от долгих и тяжелых смертных грехов.

О, грешный человек, живущий без покаяния в грехах своих, словно в грязи болотной валяющийся, покаяние же свое на будущее время, на старость отлагающий! Если вскоре не покаешься, поверь Ангелу Божию, поклявшемуся, что времени уже не будет (Откр.10:6). Внезапно нападет на тебя смертельная болезнь: захочешь покаяться, а времени уже не будет. Внезапно нападет казнь Божия: захочешь исправиться, а времени уже не будет. Попадешь в руки врагов видимых и невидимых: захочешь поплакать о грехах, а времени уже не будет. Внезапно придет последний час жизни твоей, станут пред лицом твоим грехи: захочешь ты тогда и самое тяжелое принять на себя покаяние, но времени уже не будет. Теперь, теперь, не откладывая, пока есть у тебя время для покаяния, подумай о грехах своих, покайся по-настоящему, а потом времени уже не будет. Аминь.

Свт. Димитрий Ростовский. Сочинения. М., 1786., ч. 1, л. 25 об. – 33 об.

Молитвы

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Перевод: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»

Кондак Недели Торжества Православия, глас 2

Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.

Перевод: Неизобразимое Слово Отчее при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось, и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав, с Божественною красотой соединило. И мы, исповедуя наше спасение, делом и словом его изображаем.

Богословское содержание

Праздник установлен Церковью по случаю восстановления практики почитания святых и честных икон в 842 году после длительного периода иконоборчества (VIII – IX вв.).

«В сей день, в первую Неделю святого поста,  – сообщает «Синаксарь», – Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием»

Традиция создания христианских священных изображений восходит к первым временам существования Церкви. Создавая священные изображения, Церковь чтила Бога, Его святых, важнейшие события её истории. Между тем, во времена императора Льва Исавра и при его активном участии, развернулась масштабная борьба против святых икон. Иконы подвергались уничтожению, а их защитники – иконопочитатели – притеснениям и гонениям. Движение против почитания святых икон продолжалось довольно долго, пока, наконец, стараниями императрицы Ирины и Патриарха Тарасия, в 787 г., не был созван  VII Вселенский Собор, утвердивший догмат об иконопочитании. Он состоялся в Никее.

После Собора движение против почитания икон было угашено, однако не прекращено и всё ещё оставалось в силе. Иконоборцы продолжали нарушать внутрицерковный мир. В 842 году, после смерти императора Феофила (бывшего гонителя святых икон), при его трехлетнем сыне, Михаиле III, пребывавшем под опекой его матери,  Феодоры, в Константинополе состоялся Поместный Собор, где второй Никейский Собор  (787 года) был признан Вселенским.

По просьбе царицы Патриарх Мефодий и иные пастыри Церкви, а также сама царица совершали в первую седмицу поста молебны  о её почившем муже, Феофиле. После усердных молитв Богу о восстановлении иконопочитания и поминальных о Феофиле отцы Церкви, в воскресный день этой седмицы, совершили крестный ход. Крестный ход был торжественным, осуществлялся в присутствии царицы, её сына, множества народа. В это день (11 марта в 843 г. (по другим данным: 19 февраля)), опять же торжественно, были произнесены слова благословения в адрес поборников и почитателей икон; в адрес же врагов была произнесена анафема.

Стоит заметить, что чинопоследование этого богослужения со временем менялось, дополнялось новыми текстуальными вставками.

Иконография праздника

Одна из наиболее ранних, дошедших до нас икон Торжества Православия, датируется XIV  веком. Она хранится в Британском музее.

В центральной верхней части иконы представлено изображение Божией Матери (иконографический тип – Одигитрия, Путеводительница), расположенное на престоле. Его поддерживают два ангела. С одной стороны, такое иконографическое решение указывает на литургический характер почитания икон Пресвятой Богородицы, а с другой, напоминает об историческом факте моления перед иконой Девы Марии Константинопольского Патриарха Мефодия, царицы Феодоры, её сына Михаила, прочих верующих, состоявшемся в первое воскресение Великого поста, 11 марта, в 843 году.

Слева от изображения иконы Божией Матери (если смотреть со стороны зрителя) – императрица Феодора с её сыном, Михаилом (он отмечен здесь как фактический участник исторического события); справа – святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит (много потрудившийся на ниве защиты иконопочитания и много пострадавший за этот подвиг веры).

В нижней части коны также представлены защитники иконопочитания. В центре – святой Феофан Сигрианский (согласно его житию, участник Седьмого Вселенского собора) и Стефан Новый. Они держат  икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский. Сбоку от него — два брата, Феодор и Феофан Начертанные (это наименования было усвоено им в связи с тем,  что на их лицах, по приказанию императора Феофила, были выжжены оскорбительные стихи).

В левой части представлена мученица Феодосия с образом Эммануила в руках (в своё время, согласно преданию,  она не позволила воину сбросить медный образ Спасителя, располагавшийся на воротах Константинополя более 4 веков, за что была убита). Фигуры монахов, изображенных между Феодосией и Феофаном идентифицировать не удалось.

Праведники, изображенные на иконе, послужили Торжеству Православия.  Вместе с тем можно сказать, что они представляют и прочих праведников, отстоявших истинность учения о почитании святых икон.

Каноны и Акафисты

Митрополит Феодор совершил чтение покаянного канона в храме Успения Пресвятой Богородицы.

В четверг первой седмицы Великого поста Великое повечерие с чтением заключительной части Покаянного канона Андрея Критского митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил в храме Успения Пресвятой Богородицы г. Камышина.

 

За богослужением молились благочинный приходов Камышинского округа протоиерей Анатолий Карпец, настоятель храма протоиерей Николай Караичев, иерей Георгий Родионов, иеромонах Антоний (Дубровин), прихожане храма.

По окончании всех молитвословий архипастырь обратился к собравшимся с назидательным словом. Он напомнил, что время Великого поста – это время покаяния и молитвы. Владыка Феодор подчеркнул, что каждому человеку необходимо налаживать свою личную молитвенную жизнь, как мы ухаживаем и следим за порядком в своем жилище, иначе без этого дом придет в запустение. Тем более необходимо возделывать свою душу, постоянно в молитвах обращаться к Богу, «чтобы наш ум не блуждал, как пес по помойке».

В завершение Высокопреосвященнейший Владыка благословил всех молящихся.

IMG 20210319 WA0064

Во второй раз во время Святой Четыредесятницы Великий канон будет читаться целиком на утрене четверга пятой седмицы Великого поста.

Информационная служба

Никольского кафедрального собора г. Камышина

С Днем рождения нашего дорогого и любимого батюшку о. Илия Ноздрина !

С Днем рождения нашего дорогого и любимого батюшку о. Илия Ноздрина !
Храни Господь и Пресвятая Богородица!
Многая и благая лета!

Кто здесь, на земле, не приучится любить всех, тому невозможно будет попасть в рай.
(Архимандрит Кронид Любимов).

Всему свой час

Святитель Григорий Богослов.
De vita sua. IV в.
 
/…/
Во-первых, разговоры о духовности –
Отнюдь не главный способ благочестия,
А во-вторых, не стоит разглагольствовать
О тайнах веры на пирах и зрелищах,
Среди людей, утехам предающихся,
Среди непосвященных и безбожников;
Шутить не нужно о вещах возвышенных
И, ум свой не очистив, проповедовать.
Важнее Божьи заповеди выполнить:
Помочь больному, накормить голодного,
Не оставлять молитвенного бдения
И плача покаянного, на жестком спать,
Поститься, чувства умерщвлять мятежные,
Смех усмирять, злоречье, раздражение,
Тем самым Духу подчиняя плоть свою.
Путей дано немало ко спасению,
По ним и следуй, не одна ж риторика
Ведет к богообщенью вожделенному;
И немудреной веры нам достаточно,
И в ней как раз для большинства спасение,
А будь она уделом образованных,
Насколько бедным Бог наш оказался бы!
Но если любишь слово и действительно
Страдаешь, коль не льется речь из уст твоих,
Что ж, пусть и это у тебя останется;
Но говори со страхом, с рассуждением,
Не всякому и не везде, а думая,
Как, что, кому и все ли нужно высказать.
«Все красит мера» – учит мудрость древняя,
«Всему свой час» – в Писании нам сказано (Еккл. 3:1).
/…/
 
#успениекамышин, #вера, #проповедь, #православие, #покаяние, #спасение, #Евангелие, #Христос

Бог есть Любовь…

Бог есть Любовь… следовательно, злопамятство есть отречение от Бога.
(Свт.Игнатий Брянчанинов).

Если что-то в твоей жизни что то выходит не по твоей воле—радуйся: значит это выходит по воле Божией!
(Протоиерей Вячеслав Резников).

От О. Серафима:

20 февраля исполняется четыре года со дня блаженной кончины удивительного служителя Божия – старца Кирилла (Павлова).
Все, кто оказывался рядом с архимандритом Кириллом, ощущали от него веяние особой чистоты души, которая часто воспринималась как тишина Духа Святого, пребывающего в нем. В этой благодатной тишине мгновенно проходили все сердечные скорби и пропадали острые, жалящие помыслы обиды или раздражения. Неизменная выдержка старца, его кроткое спокойствие, мягкость речи и особенно его милая, добрейшая улыбка, затаенно прячущаяся в уголках рта, с искорками в глазах благодатного тепла и расположения к человеку, отпечатывались в сердцах людей и складывались в образ очень мудрого человека.

Его слова и поступки побуждали духовных чад следовать за ним, убеждали в истинности Православия и являли воочию присутствие живой святости на земле.

Цитаты старца Кирилла:

«Общество без праведников – распутное объединение».

«Монастырские здания без святых – унылые казармы».

«Там, где нет праведников, где исчезают святые, там рушится Православие и распадается страна».

«Никто не должен думать о себе высоко и считать, что он лучше других. Нужно считать себя худшим, чтобы быть духовно здоровым. И это спасительное устроение необходимо стяжать молитвенным трудом».

«Те, кто много говорят, не могут стяжать благодати, а стяжавшие благодать – молчаливы и говорят только тогда, когда их спрашивают».

 

#успениекамышин, #цитаты, #православие, #вера, #молитва, #покаяние, #спасение

 

СОМНЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ЛУКИ

Как известный святой чуть не отказался от церковного служения

«Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря, у стены, стоит рака какого-то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой.

В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и сзади престола стоят студенты и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором. Я с ужасом проснулся». Этот сон епископ Лука увидел в один из самых трагических моментов своей жизни. Ему предстояло сделать выбор: продолжать церковное служение или полностью уйти в хирургию, где всё обещало ему блестящую карьеру. Но даже ужасное видение не смогло до конца избавить его от сомнений…

Исповеднический подвиг — это не гладкое шествие по широкой дороге, зачастую он связан с колебаниями, отступлениями и даже падением. В конце концов, важным является не то, с какими трудностями, остановками, разного рода зигзагами и отступлениями от прямого пути двигался человек к вечной цели, а как он завершил свою жизнь. В Древней Церкви христиане были более открыты и не боялись говорить о себе правду, близость к Богу для них была куда важней, чем то, как они выглядят в глазах других людей. В наше время постоянное соприкосновение с пронизанным гордостью и лукавством миром все менее вызывает желание открывать правду о себе и о своих нравственных колебаниях. Мир стал сильней, а христиане слабей. Только немногие, такие, как праведный Иоанн Кронштадтский или священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), позволяли себе, как бы принося себя в жертву, широко открывать свое сердце перед людьми.

Священноисповедник Лука родился в 1877 году в городе Керчи Таврической губернии и в крещении был наречен Валентином. Талантливый проповедник и гениальный хирург, в 1923 году он был пострижен в монашество с именем Лука и хиротонисан во епископа Ташкентского и Туркестанского. В 1931 году Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке в Северный край на три года, и он был отправлен в Архангельск. Начались колебания в выборе между архипастырской деятельностью и врачебной, к которой все настойчивей его склонял внутренний помысел.

В Архангельске он долго не мог найти себе квартиру, был некоторое время в прямом смысле бездомным. Врачи больницы, куда он был определен работать хирургом, встретили его недружелюбно; неприветливо встретил его и епископ Архангельский Аполлос (Ржаницын), — этим Господь исподволь указывал на ошибочность избираемого владыкой пути — следовать призванию врача-ученого, нежели пастыря.

Вскоре по врачебной надобности, касающейся его собственного здоровья, он выехал в Ленинград, где ему была сделана операция.

Из больницы владыка отправился к митрополиту Ленинградскому Серафиму (Чичагову)в Новодевичий монастырь. Это было в субботу, незадолго до всенощной. Епископ Лука стоял в алтаре в самом обычном расположении духа, не предвещавшем ничего необыкновенного. Но вдруг перед чтением Евангелия им овладело сильное волнение, ежеминутно нараставшее и достигшее своего предела, когда он услышал слова Господа Иисуса Христа, обращенные к апостолу Петру: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих?.. Паси овцы Моя… (Ин 21:15–16).

Слова Христовы точно пронзили его. Владыка задрожал от волнения, он всем своим существом воспринял их как обращенные непосредственно к нему, епископу Луке, именно его призывающие пасти стадо Христово. Он с трудом дождался конца богослужения и пошел к митрополиту Серафиму — рассказать о том нравственном потрясении, которое он испытал во время всенощной. Но тот, как это часто бывает, не смог проникнуть в смысл происшедшего и отнес всё к рядовому религиозному переживанию.

Еще в течение двух-трех месяцев епис­коп Лука остро вспоминал пережитое: точно как к Петру во время допроса, Господь поворачивал лик, напоминая ему о предательстве, и всякий раз слезы градом лились из его глаз, но постепенно повеление Божие, как не принятое к исполнению, начало из памяти стираться и забываться. Не может же Господь непрестанно обращаться к человеку с одним и тем же, как бы стремясь насильно пленить его волю.

По возвращении в Архангельск епископ Лука был вызван в Москву, где в течение трех недель особоуполномоченный ОГПУ подолгу беседовал с ним под предлогом того, что ему поручено изучить дело епископа, так как начальство в Москве считает несостоятельным предъявленное ему обвинение. В действительности же лукавый совратитель человеческих душ исподволь изучал святителя, одновременно беспрестанно ему льстил и превозносил до небес как хирурга и, изучая его реакцию на похвалу, обещал предоставить ему хирургическую кафедру в Москве, как бы невзначай подводя к тому, что для этого надо отказаться от священнослужения.

Медовые речи искусителя сладким ручейком вливались в сердце святителя и отравляли его своим ядом: пристрас­тие к хирургии под влиянием льстивых речей все более укреплялось, занятие хирургией стало казаться делом самым нужным и существенным, все менее хотелось от него отрываться; духовный сон все более сковывал и оплетал паутиной душу, — и он в конце концов написал влас­тям заявление: «Я не у дел как архиерей и состою на покое. При нынешних условиях не считаю возможным продолжать служение, и потому, если мой священный сан этому не препятствует, я хотел бы получить возможность работать по хирургии. Однако сана епископа я никогда не сниму».

Копию этого заявления он отправил замес­тителю Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Однако епископа Луку после этого заявления не только не освободили, предоставив место хирурга, как он надеялся, но вернули в Архангельск, увеличив срок ссылки еще на полгода, предполагая усилением репрессий добиться снятия сана. Не зная, что предпринять, епископ Лука в растерянности написал митрополиту Арсению (Стадницкому) в Ташкент, советуясь с ним, но тот поддержал его решение на время оставить служение и заодно посоветовал ему вообще не возвращаться в Ташкент, чтобы и самому не сталкиваться с чересчур религиозно настроенным архиереем.

Епископ Лука написал схиархиепископу Антонию (Абашидзе), жившему в Киеве, поведав ему о своих сомнениях в правильности своего решения заняться исключительно хирургией, — но и владыка Антоний, убаюкивая его совесть, ответил, что не видит в этом поступке зазорного.

В конце 1933 года епископ Лука был освобожден. На пути в Москву Господь попустил ему попасть в крушение поезда. Это, хотя и напугало его, но не образумило, он не стал пересматривать правильность своего решения.

В Москве он первым делом явился в канцелярию митрополита Сергия, и секретарь митрополита спросил епископа, не желает ли тот занять одну из свободных кафедр. «Оставленный Богом и лишенный разума, — свидетельствовал впоследствии священноисповедник, — я углубил свой тяжкий грех <…> страшным ответом: “Нет”».

От митрополита Сергия епископ Лука направился в Наркомат здравоохранения, чтобы ходатайствовать о предоставлении ему возможности заниматься в каком-нибудь исследовательском институте разработкой вопросов, касающихся гнойной хирургии. Но по милости Божией получил в этом отказ.

Впереди не виделось никаких перспектив, ему буквально некуда было деться. На обеде у митрополита Сергия один из архиереев посоветовал ему поехать в Феодосию. В этом совете не было ничего разумного, но, утратив способность к рассуждению, он последовал бессмысленному совету и отправился в Феодосию.

«Там, — вспоминал он впоследствии, — я чувствовал себя сбившимся с пути и оставленным Богом, питался в грязной харчевне, ночевал в доме крестьянина и, наконец, принял новое бестолковое решение — вернуться в Архангельск <…> и, немного опомнившись, уехал в Ташкент…

Я опустился до такой степени, что надел гражданскую одежду и в Министерстве здравоохранения получил должность консультанта при андижанской больнице.

Там я тоже чувствовал, что благодать Божия оставила меня. Мои операции бывали неудачны. Я выступал в неподходящей для епископа роли лектора о злокачественных образованиях и скоро был тяжело наказан Богом. Я заболел тропической лихорадкой <…>, которая осложнилась отслойкой сетчатки левого глаза. <…> Я оставил работу по гнойной хирургии и поехал в Москву. <…> Я лежал с завязанными глазами после операции, и поздно вечером меня опять внезапно охватило страстное желание продолжать работу по гнойной хирургии. Я обдумывал, как снова написать наркому здравоохранения, и с этими мыслями заснул…» Тем вечером епископу Луке и приснился тот самый сон, который он позже назвал вещим, — о трупе в алтаре храма и святом, восставшем из раки:

«Непостижимо для меня, что этот страшный сон не образумил меня. По выписке из клиники я вернулся в Ташкент и <…> продолжал работу в гнойно-хирургическом отделении, работу, которая нередко была связана с необходимостью производить исследования на трупах. И не раз мне приходила мысль о недопустимости такой работы для епископа. Более двух лет еще я продолжал эту работу и не мог оторваться от нее, потому что она давала мне одно за другим очень важные научные открытия, и собранные в гнойном отделении наблюдения составили впоследствии важнейшую основу для написания моей книги “Очерки гнойной хирургии”.

В своих покаянных молитвах я усердно просил у Бога прощения за это двухлетнее продолжение работы по хирургии, но однажды моя молитва была остановлена голосом из неземного мира: “В этом не кайся!”».

В 1942 году владыка Лука был возведен в сан архиепископа и в 1946 году — назначен на Крымскую кафедру. Один из самых авторитетных святителей Русской Церкви, он всю последующую жизнь служил Святой Церкви, противостоял властям, пытавшимся ее разрушить, возражал, когда считал это необходимым, Патриарху, предлагая выходы для решения проблем, какие подсказывали ему голос совести и верующее сердце.

Священноисповедник Лука скончался рано утром в воскресенье 11 июня 1961 года в день, когда Русская Православная Церковь праздновала память Всех святых, в земле Российской просиявших. Когда выносили гроб, вся улица заполнилась народом, и движение по ней прекратилось. Люди стояли на тротуарах, на балконах и в окнах. Впереди машины с телом святителя шли женщины в белых платочках, которых священноисповедник вслед за Христом называл «малым стадом», которому Отец Небесный благоволил дать Царство (Лк12:32). Ничего не боясь, они шли впереди и до самого кладбища пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Уполномоченный и сотрудники КГБ уговаривали их замолчать, угрожали им и всячески пытались прекратить пение, но на все слышали ответ: «Мы хороним нашего архиепископа».

Мужественному святителю-исповеднику были устроены достойные его мужества и исповеднического подвига похороны, и он вместе с апостолом Павлом, в завещание всем проходящим земное служение святителям, мог бы сказать: Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника. <…> Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия… (2 Тим 4:5, 7–8). Прославляя святителя в лике святых, Господь даровал ему после блаженной кончины дар исцелять не излечимых медицинскими средствами больных.

Игумен Дамаскин (Орловский)

Источник: Фома.Ru

11 июня 2016 г.

#успениекамышин, #Святитель, #Лука, #Крымский, #вера, #православная

В записках протоиерея Бориса (Филипповского) есть запись о чудесном видении загробного мира и мытарств.

Мы видим мир не таким, как он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля. И каждый видит его по-иному, по-своему, часто ставя центром своего мира вещи ничтожные и вовсе не давая места тому, что единственно важно.

Священник Александр Ельчанинов

В записках протоиерея Бориса (Филипповского)  есть запись о чудесном видении загробного мира и мытарств.

Видение Анной Алексеевной, проживающей по Лаврентьевской улице в доме № 30 города Казани мытарств и загробной жизни.

14 сентября по старому стилю к 27 сентября по новому, 1940 года, то есть в самый праздник ВОЗДВИЖЕНИЯ Честнаго и животворящего Креста Господня, я в то время (с 1939 года) уже заштатный протоиерей, был приглашен на поминовенный обед в Суконную Слободу города Казани на Лаврентьевскую улицу в дом № 30 хозяйкой этого дома некоей Ксенией Ивановной на обед по своему мужу Феодору, которому исполнилось полтора года со дня его кончины.

Вместе со мной было приглашено еще несколько человек штатного и заштатного духовенства: священников, диаконов и человек 20 мирских граждан. В том числе последних, то есть мирских мы и увидели за столом некую гражданку Анну Алексеевну, мне лично до сих пор незнакомую.

И вот эта Анна Алексеевна чрезвычайно заинтересовала нас духовенство и мирян неожиданным рассказом о чудесном видении загробного мира и мытарств, которое ей было неделю тому назад по 8 сентября то есть под праздник РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ. И продолжалось ровно 4 часа с 11 ночи до 3 часов утра.

Я постарался запомнить его, и придя домой рассказать родным и знакомым, постарался буквально записать его от слова до слова. Вот он.

– Что я скажу вам, отцы, братия. Что со мной случилось! Это было неделю тому назад под самый праздник Пресвятой Богородицы! До сих пор не могу придти в себя. Бог весть в теле или без тела, Бог весть во сне или наяву, скорее в «тонком сне», а только я ЧЕТЫРЕ часа была в загробном мире!
Легла я с вечера и заснула. Только бьют часы 11, как я вижу, что выхожу из тела! Тело лежит на кровати, а я стою среди комнаты и дивлюсь: как же это так? Я смотрю на самое себя? Как все равно на скинутую с себя одежду?! Кто смотрит так и я смотрю на саму себя! Хотела ощупать саму себя рукою, рука моя прошла насквозь через тело (то есть саму себя)!

И, вдруг около меня появился Ангел. Взял меня за руку и прямо через стену вынес на улицу, и мы стали подниматься все выше и выше вверх. Одно только скажу вам, братие, что нечистой силы я вовсе не видала! (как эти слова Анны Алексеевны сходятся со словами о.Иоанна Кронштадтского! Он в одной из проповедей говорил, что христиане последних времен хоть и будут проходить мытарства, но нечистых духов не увидят, так как при жизни натерпятся от них)! Долго ли мы поднимались? Не знаю… и вдруг…
остановились и в руках Aнгела – я увидела две грамотки написаны добрые мои дела, а на другой бумаге грехи мои! и Ангел стал проверять их. Против каждого греха он старался найти доброе дело, чтобы загладить грех. А я заплакала и спрашиваю:

– Ангел Божий, куда ты меня ведешь?

А он спокойно отвечает.
– По «мытарствам».

А я все плачу и опять спрашиваю:
– Ангел Божий, а если, я не оправдаюсь на мытарствах?

А он ласково улыбнулся и отвечает мне два слова
– Пойдешь в ад.

– Значит я тогда погибну?
– Нет, это не значит, что обязательно погибнешь, если и пойдешь в ад. По милости Церкви можешь быть спасена и избавлена от ада.

А я от последних слов еще больше заплакала. А Ангел Божий ласково улыбнулся и говорит:
– Раба, Божия Анна, чего же ты плачешь? Надо было плакать пока была на земле о своих грехах! Там каждая капля слез на пользу… а здесь сколько ни плачь –бесполезно.

Сколько времени стояли мы в воздухе с проверкой моих дел – не знаю. И опять Ангел взял меня за руку и опять стали подниматься, и снова – остановка и проверка грехов и добрых дел!

Сколько было таких остановок – не знаю и не помню! И вдруг вижу: идет навстречу мне, как бы плывет по воздуху моя подруга детства Маня, умершая давно, оставив дочь, которая сейчас на гражданской службе. Поравнявшись со мною, Маня говорит:

– Анна Алексеевна! Когда ты вернешься на землю, скажи моей дочери: почему она никогда не поминает меня – свою родную мать? Я поэтому до сих пор еще не дошла до Чертогов Божиих, хотя по немногу приближаюсь к Ним.

А я спрашиваю:
– Почему же ты все-таки понемногу приближаешься к Чертогам? Ведь тебя никто не поминает?

– А у вас на земле, каждый день бывает Литургия. Как только помянут в церквах «Всех ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН», и меня это касается, и я в числе всех, и я делаю, один шаг к Чертогам Божиим. На один шаг приближаюсь к Ним! А в Родительские поминовенные дни на пять шагов. А в Троицкую Родительскую Субботу на десять шагов а все еще не дошла!
Сказала и уплыла, как бы растаяла в воздухе! И вдруг, вслед за ней, вслед за Манею идет навстречу мне по воздуху совершенно незнакомый мне какой-то старик, держит в руках большое деревянное блюдо, на котором лежит огромная просфора, величиной с большой каравай хлеба и так весело говорит:
– А меня вот на земле поминали 40 дней и я поэтому живу в Чертогах Божиих!…

– А что вы там делаете?
– А мы поем Пасху! А когда у вас на земле бывает Пасхальная Заутреня, у нас здесь Литургию совершает САМ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС! И эту Пасхальную службу мы все видим Господа, во всей Его Славе! Один раз в год видим Его, с мучениками Он всегда в раю. Мученики Егo всегда видят. А мы – обыкновенные души раз в году, и то, потом всю Пасхальную Неделю отдыхаем, как все равно дремлем, от видения Славы Божией. Так трудно, ослепительно обыкновенной душе видеть Господа во всей Его славе! У нас и райские яблоки поспевают ко дню вашей земной Пасхи. Кто подавал милостыню и не скупился, для тех очень сладкие. А кто хоть во время своей земной жизни и подавал милостыню, но в душе жалел, скупился, для тех менее сладкие…

– Сказал и проплыл мимо меня – скрылся!

И вдруг вижу опять своего Ангела – спутника, ведет какого-то молодого человека. Ангел положил, ему свою руку на темя, нажал и молодой человек куда-то провалился, как в овраг какой-то, как сквозь землю… Там где-то крики и плачь… Ангел говорит мне:
– Это – отрекшийся от Бога.

На этом сон мой – видение мое и кончилось. За перегородкой пробило три часа, и от боя часов я вся в слезах пришла в себя – «проснулась» или очнулась. Следовательно сон мой продолжался ровно ЧЕТЫРЕ ЧАСА с одиннадцати до ТРЕХ.

Прошел месяц после этого поминовенного обеда, за которым мы услышали этот замечательный рассказ. Все время мне хотелось снова встретиться с Анной Алексеевной и попросить ее повторить свое повествование, но адреса ее я не знал, а сходить к Ксении Ивановне (Лаврентьевская 30) которая устраивала тогда обед – поминовение по мужу, все как-то не собрался, времени не было.

И вот, говорю, прошел месяц. Еду утром в Кладбищенскую церковь к Литургии и, вдруг, вижу идет тоже Ксения Ивановна. Я обрадовался ей.
– Ксения Ивановна! У меня к Вам просьба: скажите адрес Анны Алексеевны, сведите меня с ней, я хочу, чтобы она снова еще раз мне лично, повторила свой сон.

А Ксения Ивановна вдруг к моему великому удивлению отвечает:
– Да, что вы, батюшка! Разве не знаете, что она две надели тому назад сразу, умерла в одночасье?! Мы ее и хоронили здесь.

– У меня от ужаса, связался язык! Как же? Совершенно здоровая женщина ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ ДО СВОЕЙ КОНЧИНЫ видит во сне, как проходит мытарствa, видит подробности загробного мира, рассказывает нам всем, а через нас еще многие многие христиане могут узнать до сих пор неведомое, важные подробности, – и потом вдруг умирает! …Разве, это не чудо? Разве не доказательство правдивости и искренности Анны Алексеевны и что это ей было дано от Бога с благою целью Промысла Божия для нее и для всего христианского мира?!

Что этот сон был полезен для самой Анны Алексеевны, для ее душевного, вечного спасения – это доказывает ее слова, когда за поминальным обедом она закончила свой рассказ, то прибавила:

– Теперь, Отцы духовные, когда я побыла на том свете, когда сподобилась увидеть все эти страхи, мне теперь ничего на земле не страшно и ничего не нужно! Ничего не боюсь, и ни в чем, кроме слез не нуждаюсь. Хоть меня к стенке сейчас, хоть в тюрьму сажай – ничего не боюсь! Вся земная жизнь отошла сразу от меня и я от нее…

Она говорила, что Ангел проверяя ее грехи на мытарствах, напомнил ей и такие грехи, которые она почему – либо забыла! … Вот польза сновидения для самой Анны Алексеевны! А для всех верующих христиан рассказ Анны Алексеевны дает очень много до сих пор неизвестных сведений и подробностей, о загробном мире, о пользе покаянных слез и поминовения, о том, как наш праздник праздников – ПАСХА, отмечается в Обителях Отца Небесного и тому подобное.

Вот по собственному моему грешному и недостойному слабому мнению, какие полезные выводы можно сделать из рассказа Анны Алексеевны.
– Мы – христиане, привыкли представлять мытарства так, что душа проходит в сопровождении двух Ангелов воздушные пространства встречает полчища злых духов в «руках» у которых списки непокаянных на нашей исповеди грехов наших и злых дел, (а в чем человек раскаялся на исповеди и не повторял, благодать Божия изгладит и духи не находят этих записей). Злые духи предъявляют грехи и стараются исхититъ – вырвать из рук Ангелов, а Ангелы стараются против каждого греха найти соответственное доброе дело… Но как здесь видно, «мытарства» то есть предварительный частный суд, могут сотворить и без злых духов, одними добрыми Ангелами.

Отец Иоанн Сергиев-Кронштадтский выражал мнение, что по справедливому Суду Божию, человек, если натерпится в земной жизни от злых духов, в образе слишком злых людей, если на земле, так сказать, уже пройдет «мытарства», то после смерти уже не увидит злых духов. Это и исполнилось на Анне Алексеевне. Она хоть и проходила мытарства, но с Ангелом-Хранителем. В руках у него были и списки ее грехов и списки добрых дел Анны Алексеевны.

На земле во время нашей земной жизни, каждая капля слез покаянных на пользу и во спасение – по словам Ангела. Пример этому платок, намоченный слезами умирающего разбойника. Там же хоть целые века, проливай море слез – безполезно!

Как полезна для спасения души христианской Литургия! Божественная Литургия на земле! И не только для тех, кого на ней по имени поминают, но даже одна фраза – «И всех православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем»… которой мы мало придаем значения, мало в нее вслушиваемся – эта фраза. Приносит огромную пользу душам и они каждый день понемногу приближаются к Обители Отца Небесного. А от родительской еще сильнее польза!

– Из всех родительских самая сильная и самая полезная для душ человеческих – это Троицкая Суббота!

Господь Иисус Христос сказал: «В доме Отца Моего Обители многи суть», указывая на чрезвычайное разнообразие селений оправданных душ. И здесь, в рассказе Анны Алексеевны, старик отличает «Чертоги», в которых оправданные души, от рая, где мученики и все Святые видят Господа.
Ослепительное действие видения Славы Божией на обыкновенные души во время Небесной Пасхальной службы. После которой души отдыхают от этого видения всю неделю, психологически вполне понятно. Ведь не можем же мы на земле смотреть прямо на солнце? А во всех Святых книгах, неизменно говорится, что Свет Сияния Славы Божией во много – много раз превосходит солнечный!

Можем ли мы вообразить эту Небесную Пасхальную службу когда Сам Воскресший Христос совершает Литургию?!! Миллионы Ангелов поют неизъяснимо сладостно! Миллионы Ангелов прислуживают, миллиарды Ангелов присутствуют! Миллионы Святых Угодников и умерших душ христианских в изумлении и восторге молятся и восхваляют Спасителя!
Это великолепие не вообразить!!! Не описать слабой душе человеческой!
Цветы и яблоки райские, о которых говорил старик Анне Алексеевне. Скажи об этих райских яблоках кому-либо неверующему, -он только посмеется, спросит: «А где они растут»? А мы – верующие хорошо и твердо знаем, что и цветы и яблоки эти существуют, хотя и не можем, пока мы здесь живем на земле ответить: где эти Обители Отца Небесного. Святые Отцы на этот вопрос дают только один ответ: «Вне пределов этого мира»!
Но и цветы и яблоки райские люди видят не только в сновидении, но и наяву.

– Вот, например, исторический факт: не верующие не могут его отвергнуть, сказать, что это «фантазия»! Так как указано время, местo, личности, и, главное, на основании этого факта злой мучитель христиан сам сделался христианином. Взято из жизни и мученической кончины св. Дорофеи (день памяти 6/19 февраля). Около 302 года в городе Риме, когда мучили святую деву Дорофею, мучитель – язычник Феофил с насмешкой сказал ей:
– Ты уж, пожалуйста, пришли мне цветов и райских яблок из рая Жениха твоего…

Святая мученица ответила:
– Непременно пришлю!
B вдруг, сейчас же является Ангел, держа в руках три цветка и три яблока, и вручил их святой деве. Она отдает их мучителю. Тот с изумлением озирается кругом. Откуда взялись эти цветы и яблоки? Так как в это раннее время весны, в феврале не было в Риме ни того, ни другого!
Признав здесь чудо Божие Феофил уверовал во Христа и был тут же обезглавлен (день памяти 6 февраля вместе со святой мученицей Дорофеей).

И Святой Ангел (Архангел Гавриил) являлся Деве Марии с райской ветвью в руках.

И слова Анны Алексеевны: «Когда я побыла на том свете, вся земная жизнь отошла от меня и я от жизни»…психологически вполне понятны. Говорят, что люди, увидевшие жизнь загробного мира, делались молчаливыми и задумчивыми. Это вполне понятно.

Если верить Преданию о Святом Праведном Лазаре, который трое суток пробыл в аду, пока его не воскресил Господь, и который потом 30 лет был епископом на острове Крите, к нему приезжала Богородица и подарила ему вышитый Ее Пречистыми руками омофор. Если верить Преданию, повторяю, Лазарь всю остальную жизнь во время прохождения епископского служения ничего не говорил кроме необходимого, и кроме того, что связано со служением и молитвами.

Это, повторяю, вполне понятно. Попробуй пробыть трое суток среди злых духов и грешников! Boт даже более слабый пример, когда мой родной сын – военный, вернулся после войны с немцами в 1945 году и я просил его хоть что-нибудь рассказать о войне. Он только махал рукой! А прошел он от Сталинграда до Дрездена в наступлении. Он после всех ужасов ничего не мог говорить и просил избавить его oт рассказов! Так много ужасов насмотрелся он!…

Этим, я грешный протоиерей Борис, кончаю свою тетрадь во славу Божию и во спасение душ.

Конец и Богу Слава!