Гордость — это болезнь. Болезнь самого дьявола.
Он первый заболел гордостью и затем передал эту болезнь человеку. Сеет он ее в наши души через помыслы, с помощью лживых обещаний.
Стандартный прием дьявола — обещать, что ты станешь значительным, великим.
Он Самого Христа искушал в пустыне, показав ему все царства мира в мгновение ока: «Я все Тебе дам, только поклонись мне!»
А можем ли мы представить себе, что это такое: показал все царства мира в мгновение ока?
Это феерическое зрелище! Лукавый не просто возил Христа на горбу в Лувр, скажем, или в Петергоф, или на Великий Каньон, или к египетским пирамидам. Ничего подобного! Дьявол перед очами Христа развернул как бы фантики-мультики.
Взрыв фантазии!Сколько разных зрелищ предстало перед взором Господа!
А дьявол говорит: «Это все мое! Вот царства, вот челядь, вот золото, вот серебро, вот танцовщицы, вот музыка, вот охрана, вот великие здания!» И все это — в секунду! «Смотри! Видишь, какое величие? Все дам! Ничего не пожалею за один только поклон! Поклонись мне. Ведь все же кланяются…»
Это был великий соблазн, который невозможно было бы выдержать, если бы Христос не был Тем, Кто Он есть.
А затем, уже в христианскую эпоху, появились и люди, силою Христовою совершавшие нечто подобное, например, Антоний Великий. Но это были уже плоды Христовой победы.
Итак, человеку предстоит всю жизнь бороться с гордостью. Однажды гордый дьявол соблазнил глупого человека, и с тех пор глупый человек стал гордым человеком. Раньше он был просто глупым, а теперь стал гордым.
И вечно решает вопрос: что я значу в этой жизни?
Ведь значу же я что-то! И об этом хотелось бы поговорить с точки зрения практики.
Неверующие могут сомневаться, ведь гордыня для них — это честь и достоинство. «Я вам не позволю так поступать со мной!» — говорит человек с повышенным чувством собственного достоинства.
У смиренного все по-другому.
Он знает, чего делать нельзя и что можно, не унижаясь.
Смиренный не скажет, например: «Я не буду мыть пол. Я не слуга вам!» Он спокойно вымоет пол, потому что это не унижение.
А когда дело связано с грехом, смиренный твердо скажет: «Я этого делать не буду!»
Знаете, ведь подлинно смиренного человека на грех не сдвинешь и самосвалом!
А гордый пошумит, повозмущается и… согласится на грех, потому что нет в нем Духа Божия, а есть гордость.
Человек перепутал гордость с достоинством.
Необходимо, по мере сил, разобраться, где гордость, а где достоинство.
До конца, до донышка разобраться, может, и не получится, но нужно знать, что в грехе достоинства нет.
Там один стыд. И смиренный человек отвращается именно от греха.
(Протоиерей Андрей Ткачев).