Твердым веры исповеданием,/ святый Николай яко крин посреде терния во страдании своем процвете / и благоуханием веселит верных сердца,/ благочестию святых в вере того подражающих./ Егоже молитвами, Христе Боже,// спаси души наша.Кондак священномученику Николаю Попову, глас 3
Христу Пастыреначальнику в служении своем подражая,/ во вся дни душу свою за чада духовная полагал еси,/ священномучениче Николае,/ темже, страданием в Небесная селения водворився,// тепле молиши о нас Превечнаго Бога.
Обо всех обстоятельствах этого события рассказал член епархиальной комиссии, историк-краевед, кандидат философских наук Сергей Михайлович Иванов (https://telegra.ph/11-oktyabrya—pamyat-obreteniya-moshchej-svyashchennomuchenika-Nikolaya-Popova-10-11). Материал опубликован в журнале Волгоградской митрополии «Царицын Православный»:
October 11, 202311 октября 2006 года в хутор Верхнегнутов Чернышковского района Волгоградской области отбыла епархиальная комиссия под руководством протоиерея Анатолия Карпеца. Путем опроса старожилов хутора комиссия уточнила приблизительное место расположения местной церкви, от которой не осталось тогда вообще ничего.
К сожалению, о самом отце Николае не мог что-либо сообщить практически никто из жителей. Почти невидящая 94-летняя хуторянка Евдокия Михеевна Дудакова попросила поставить ее рядом с памятником солдатам, погибшим в Гражданскую и Великую Отечественную войны.
— Вот здесь стояла церковь, тут сторожка, а две могилы священников были за алтарем, — вспомнила она. Несколько священнослужителей совершили молебен на месте захоронения священномученика. Примечательно, что, когда стали узнавать, как называлась церковь, за алтарем которой почивали мощи отца Николая, оказалось, что она носила имя в честь святого Иоанна Богослова (празднование 9 октября).
Память не подвела старейшую жительницу хутора. С помощью археологов из Волгоградского государственного университета комиссия приступила к раскопкам. К месту раскопок подошли грейдер и бульдозер для снятия верхнего слоя грунта. Раскопки велись два дня. Машинами было снято около 60 см верхнего слоя грунта.
Сначала удалось найти фундамент одной из стен разрушенного Иоанно-Богословского храма. Ориентируясь на эту стену, комиссия продолжила поиски, в результате которых за алтарем и была обнаружена могила мученика. Археологи долго думали, какая это стена — северная или южная (все православные храмы расположены по линии «восток — запад»). После еще одной проходки бульдозера с восточной стороны в месте окончания стены на земле появились очертания двух похожих на захоронения пятен. Одно из захоронений — маленькое (условно названное «детским») оказалось очень неглубоким (около 1 м) и пустым (какое-то детское захоронение было позже перенесено на хуторское кладбище).
Батюшки с удвоенной силой взялись за лопаты, и вот во второй могиле открылся неплохо сохранившийся гроб. Теперь пришло время осторожно работать ножом и кисточками. Это захоронение наглядно подтвердило рассказы старожилов о тех страшных годах. После вскрытия основной могилы в частично сохранившемся гробу нашли мощи священномученика, обложку от Евангелия, напрестольный крест, частично сохранившиеся обрывки облачения. Глубина могильной ямы составляла 170 см. Судя по замерам, отец Николай Попов был мужчиной высокого роста (более 180 см). Гроб для него, вероятно, искали в спешке, так как он оказался мал – пальцы ног упирались в стенку гроба.
Вся могильная земля и труха дерева были тщательно обысканы металлодетектором, но нательного и нагрудного крестов в гробу не оказалось. Скорее всего, выводя на казнь священника, палачи сорвали с него кресты, а во время захоронения не нашлось священнического креста. Поручи были просто сложены рядом с его руками. Голова священномученика была как бы смещена в сторону от шейных позвонков. Не найдено в гробу никаких следов от другой одежды, кроме священнической, хотя убивали его, конечно, не в рясе.
Нам удалось найти документ, подтверждающий обстоятельства казни и захоронения священномученика Николая Попова. Это «Сводка сведений о злодеяниях и беззакониях большевиков № 23 от 28 июля 1919 г.», составленная Отделом пропаганды Особого совещания при Главнокомандующем вооруженными силами на Юге России (белогвардейская армия).
По воспоминаниям старожилов, на погребение мученика в июне 1919 года пришел весь хутор, все его жители подошли к могиле и бросили в нее по горсти земли.
— Нас-то, детей, к самой могиле сначала не подпускали, — рассказала Евдокия Михеевна Дудакова. — Собрался весь народ, и каждый бросил в могилу горсть земли. Уж очень его любили — скромный был, с детьми много занимался. Я сама с его дочерьми пела в церковном хоре. А всего у них с матушкой шестеро детей было — тоже такие не горделивые. После уже, похоронив супруга, матушка с детьми уехала из хутора.
Члены епархиальной комиссии тщательно собрали весь прах, все остатки от гробовых досок и уцелевшие фрагменты облачения. Все это представляет для верующих людей огромную ценность. Уже после обретения мощей мученика, когда священники служили благодарственный молебен на месте его захоронения, не нашлось креста для благословения великого множества собравшихся людей. Тогда отец Анатолий Карпец, достав из гроба найденный напрестольный крест, и благословил им верующих.
— Это великое чудо, — сказал батюшка. — Сейчас я благословляю вас всех именно тем крестом, которым священномученик Николай Попов благословлял ваших предков. Будьте же сильны в вере, как и ваши деды и прадеды.
После обретения мощей епархиальной комиссией их доставили для прославления в Волгоградский Свято-Духов монастырь. Здесь священномученика торжественно встретил митрополит Волгоградский и Камышинский Герман со множеством священнослужителей и прихожан. Он призвал всех верующих прийти в монастырь для поклонения вновь обретенному святому.