Не зря в Священном Писании сказано:
«Бог гордым противится, смиренным дает благодать» (1 Пет.5:5)
Эти слова интересно сочетаются с психиатрией. Есть такой феномен «депрессивная дереализация» – когда человек испытывает изменения в восприятии окружающего мира, когда окружающее начинает восприниматься им в измененном виде: кажется странным, неотчетливым, чуждым, призрачным, будто сквозь туман, пленку. Звуки кажутся приглушенными, свет померк, листва поблекла…
Бывает и наоборот, как в случае с кокаином, – обратная дереализация. В первой фазе этого состояния мир расцветает, начинается весна, всех хочется любить, но проходит минут сорок – и человек уходит в состояние «минуса». Вся интенсивность эффекта обращается в противоположность, мир становится необычайно уродлив.
Людям, страдающим дереализацией, свойственен феномен «деперсонализации» – ощущения раздвоенности своего «я».
Ученые Г. В. Морозов (д.м.н., профессор, академик РАМН) и Н. Г. Шумский (д.м.н., старший научный сотрудник) приводят наблюдение о характерной внешности людей, что страдают этими расстройствами. Они серьезны, корректны, немногословны, с чувством собственного достоинства или отчетливо выраженным превосходством над окружающими, они холодны и выглядят отчужденно, многие обладают хорошими, а порой даже высокими интеллектуальными способностями.
Также им свойственна эмоциональная бедность. Она возникает, когда человек горд и не вникает в то, что говорят ему другие люди. Такие люди высокоинтеллигентны, интеллектуальны, но они оказываются страдающими, ведь гордыня открывает их для воздействия извне…
Если человек начинает погружаться в трясину патологических состояний, в том числе напоминающих дереализацию или деперсонализацию – то перво-наперво ему нужно искать, где он не смирился.
Смирение не является проявлением слабости и бесхарактерности. Святитель Игнатий (Брянчанинов) определил смирение немногими словами: «Смирение есть непостижимое действие непостижимого мира Божия…» Признак достижения смирения – полный покой в душе у человека.
Старец Иосиф Исихаст писал: «Когда у нас есть Божественный Свет, мы все видим ясно – и бесы убегают далеко, не в силах устоять перед Божией благодатью. А когда уходит Божия благодать – остается тьма, наше естественное состояние. И тогда опять приходят разбойники-бесы и с нами воюют».
Одному молодому человеку, которого мучали мысли о самоубийстве, отвечал, кроме прочего, что в таком тяжелом состоянии сложно давать какие-либо рекомендации, так как он находится в сложном духовном состоянии и ввиду этого состояния советы он может попросту не воспринять или воспринять превратно. Чтобы из этого состояния выйти – человеку следует сначала хотя бы ходить в храм.
Приводил ему и слова схиархим. Авраама (Рейдмана): «Когда благодать присутствует в душе, в уме человека, – ему кажется, что он нечто для себя открыл и теперь может и другим объяснить, все для него становится ясным, четким, определенным. Но благодать оставляет – и вновь возникает недоумение, опять все путается, прежние убедительные доводы теперь кажутся совершенно неубедительными, легковесными, и человек пытается найти новые. Но он их не найдет до тех пор, пока снова не начнет действовать в его душе благодать, тогда, может быть, те первоначальные доводы вновь покажутся убедительными или же (от действия благодати, а отнюдь не собственных умственных усилий) появятся в его уме иные рассуждения, новые доказательства. Не от собственных усилий, подчеркиваю, а от действия благодати».
Благодать же возвращается, когда человек смирится.
Ситуация посттравматического расстройства схожа с описаниями уныния в духовной литературе. При унынии мышление блокируется и ум погружается в такую пучину нечаяния (отчаяния), что человек уже не ждет ничего от жизни. Он убежден, что так плохо будет всегда и не может представить, что когда-то снова будет улыбаться. Это кажется ему абсолютно невозможным. В таком состоянии человек открыт для проникновения в него самых страшных мыслей.