«СМЫСЛ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЫ»
— Геронда, мне проще творить молитву Божьей матери и святым, чем Иисусову. Это нормально, что так происходит?
— Молитва Божьей матери и святым, и молитва Иисусова – разные вещи. Молитва Иисусова имеет иной смысл: этой молитвой человек соединяется со Христом, ум соединяется с Богом….
Умное делание имеет смысл очищения сердца человека от падшей природы и напасти темных сил, и настройка его на лад с Богом, Христом Его. Это средство духовного совершенствования человека.
Молитвы святым – это просьбы человека о помощи в разных обстоятельствах жизни. Это средство получения помощи от Бога и святых в разных ситуациях.
Вот в чем отличие Иисусовой молитвы (как типа молитвы) от другого типа молитв.
— Может ли сердце быть очищено одной только Иисусовой молитвой?
— Нет, очищение невозможно одной молитвой, если одновременно не будет смирения и соответствующего подвига.
(Подвиг для мирянина – это соблюдение евангельских истин в ситуациях реальной жизни. Тот, кто старается их соблюдать — хранит верность Христу и на деле показывает ее)….
Какие слова произносить в Иисусовой молитве.
— Геронда, как произносить Иисусову молитву?
— Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Если трудно, то «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».
— Надо ли добавлять слово «грешного» или «грешную»?
— Только в самом начале, чтобы настроиться на молитву. Когда человек настроился на нее, повторение этого слова уже не имеет смысла. Есть уже необходимое состояние души. И сама Иисусова молитва являются покаянной и очищающей.
— Надо ли обращаться только ко Христу или ко всей Святой Троице?
— В Христе являет себя Троица. Ко Христу мы обращаемся, поскольку на Нём утвердил Бог спасение мира. Отец послал Христа в мир, дабы спасти этот мир. Христос принёс себя в жертву и был распят ради нас. Христос будет судить мир.
— Геронда, можно ли в обращении молитвы менять слова? Например, вместо «помилуй мя» — «просвети мя». Или «прости мя». Или «покрой мя».
— В обращении «помилуй мя» все названное тобой содержится. И поэтому менять «помилуй мя» на другое выражение не имеет смысла. Но если во время искушения, душа сама выбирает к Богу более точное обращение, например: «защити мя» или «наставь мя», то можно это сделать. Надо внимать душе, совершая умное делание….
Зачем нужно многократное повторение Иисусовой молитвы.
— Геронда, зачем нужно часто повторять слова Иисусовой молитвы? Бог не слышит с первого раза? Или есть рекомендованное количество повторений ее?
— Главное обратиться к молитве, чтобы соединиться с Богом. Только это имеет ценность, потому что человек роднится с Духом Божиим и духом соединяется с Богом неким священным образом через молитву. Мы много раз повторяем сладчайшее имя Христа не потому, что Христос не слышит с первого раза, но чтобы ум наш (отошел от суеты) соединился с Ним. И нужно то количество раз, которое необходимо каждому конкретному человеку, чтобы именно его ум соединился с Богом, Христом Его. Нет магического числа раз повторения. Есть то количество раз, чтобы соединение с Богом в молитве произошло и стало устойчивым.
(Еще важный момент: святые подвижники и миряне отличаются в творении этой молитвы в том, что подвижник, давший обеты, все глубже и глубже проникает в суть духовной жизни, именно, как подвижник давший Богу свои дополнительные обеты.
Необходимости для мирянина уподобляться монаху и идти столь же глубоко – нет. Мирянин не дает обетов отречения от мира.
У мирянина есть необходимость не поддаваться на влияние страстного внешнего мира, оставаясь при этом в мире. Отрешаться и уходить в глубь духовного сверх меры может привести к избеганию мира и дел в нем. Этого не нужно)….
Творение Иисусовой молитвы в напастях и искушениях.
— Геронда, нужно ли, и как, творить Иисусову молитву в периоды напастей и искушений?
— Да. И это подобно тому, как тонущий корабль посылает сигнал SOS, чтобы ему помогли. Нужно посылать сигналы, не смущаясь ничем, и помощь придет. В эти моменты есть крики души человеческой к Богу. Бог слышит и помогает.
Как творить Иисусову молитву правильно.
— Геронда, можно ли творить молитву одними устами, без участия ума? Есть в этом толк?
— Творить можно и в этом есть толк. Особенно, при искушениях. Если даже просто произносишь слова этой молитвы, вспоминая Бога, то они подобны пулеметным очередям, которые не дают врагу подойти к твоему окопу. Конечно, такая молитва не очищает сердце и не настраивает ум (основное предназначение Иисусовой молитвы), но она внешне отгоняет врага, и это бывает ценно: тебя не может пленить враг.
— А если я творю молитву во время приходящих ко мне помыслов – не навлекаю ли на себя Гнев Божий?
— Нет. Наоборот. Ты показываешь этим тангалашке (так старец называет сатану), что у тебя есть средство от Бога и ты умеешь его применять. И тангалашка перестанет тебя искушать.
— Геронда, как лучше творить эту молитву: вслух, шепотом или в уме?
— Вслух ее творить трудно и не стоит: быстро устанешь. Лучший вариант – творить ее в уме. Но если пока нет такого молитвенного навыка, то тогда шепотом. Это будет помогать, и со временем перейдет в молитву умом. Можно для начала чередовать: шепотом – потом умом – потом снова шепотом, и снова умом.
— Геронда, когда находят на меня худые помыслы, продолжать ли молитву или пытаться противопоставлять худым помыслам добрые?
— Лучше бороться с ними молитвой, чем противоположными помыслами.
(Просто произноси слова молитвы, внимательно или как можешь, то твори эту молитву, а не пытайся сражаться с помыслами сам. Молитва твой помощник в победе, не сам).
Насколько можешь, беседуй умом со Христом в умной молитве и не рассуждай умом о том и о сём. Возделывай молитву, которая сначала избавит тебя от злых помыслов, а в конце сделается одно с дыханием.
— Геронда, если на меня постоянно находят сильные искушения. Что делать?
– Пользуйся искушением, чтобы каждый раз прибегать ко Христу, прося Его помощи, и останешься в выгоде, приобретёшь непрестанную молитву.
Если Бог дает тебе частые искушения и ты пользуешься против них этой молитвой, то Он дает тебе возможность обрести твердую молитву, укрепиться в ней, обрести это спасительное духовное средство. Пользуйся ей и благодари за это Бога.
(Преподобный Паисий Святогорец.)