«О РАЕ РУССКОЙ ДУШИ».

«Рай – это чувство Бога» -. «Если человек чувствует в себе Бога, он уже в раю».

Если рай – это святость, то святой – это возвращенный рай. «Каждый святой есть ничто иное как возвращенный рай. А это означает, что душа отнята у греха, смерти и дьявола, и соединена с Богом, его святостью и вечностью».

А русский рай для прп. Иустина – это русская святость. «Рай русской души представляют и составляют богоносцы и христоносцы земли русской, русские святые».

Далее прп. Иустин рассуждает о русской душе (да, да, я знаю, что у души нет национальности, но не спешите возмущаться, прочтите).

«У русской души есть свой рай и свой ад. Нигде нет ада более страшного, и нигде нет рая более дивного, чем в русской душе. Ни один человек не падает так глубоко, до последнего зла, как русский человек; но точно так же ни один человек не достигает так высоко, выше вершин, как русский человек. Мне кажется, что из всех душ на земле, у русской души самый жуткий ад и самый чарующий рай…»

Если бы это писал русский, его обвинили бы в национализме. Но Иустин серб, и совсем не националист. В других работах он писал, что сделать из Церкви национальный институт – это хула на Святого Духа.

Значит, действительно увидел он в русской душе и ее отношениях с Богом что-то особенное.

Да! Русский человек без христианства невозможен. Православие есть его внутренняя потребность. Отказать этой потребности – и в русском человеке оживут древние идолы. Врожденное стремление к служению и природная широта души могут породить дичайшее язычество, кровавое и ненасытное…

Достоевский писал о русском человеке: «приняв святость высшей ценностью, он не возводит земные ценности на первое место, сознавая их тленность». Нарушение этого закона для русского равно самоубийству…

Говоря «русский», я здесь подразумеваю современных жителей России, Украины, Белоруссии. Никогда не делил нас.

А заканчивает прп. Иустин удивительной мыслью: рай русской души – это Иоанн Кронштадтский! Очевидно, для прп. Иустина святой Иоанн был самым великим святым его времени, завершением русской святости (на тот период).

(Прп.Иустин Попович).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *