27 июня — Собор Всех святых
АВТОР ПРЕСС-СЛУЖБА ВОЛГОГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ
Сегодня, в первое воскресенье после сошествия Святого Духа на апостолов мы празднуем память всех святых. В этот день молитвенно прославляются все святые — люди, угодившие Богу своей жизнью. При этом Церковь вспоминает и тех, чьи имена известны, и тех, чьи имена знает только Господь. По сути, этот праздник — именины всех православных христиан.
Праздник известен с конца IV – начала V веков. Существует проповедь свт. Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений прп. Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых.
Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.
В годовом богослужебном круге православной церкви День всех святых является пограничным:
Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха.
На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» – последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом.
В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна)
В этот же понедельник начинается Апостольский пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.
На вечерне праздника читаются три паремии, содержащие ветхозаветные указания на славу святых: Ис.43:9-14; Прем.3:1-9; Прем.5:15-6:3.
Читающийся на литургии отрывок из Послания к Евреям (Евр.11:33-12:2) прославляет ветхозаветных праведников и называет их «облаком свидетелей», а составное евангельское чтение (Мф.10:32-33; Мф.10:37-38; Мф.19:27-30) указывает на необходимые признаки святости («Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным…Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня…Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную»).
Гимнография праздника изобилует поэтическими оборотами: святые называются «непрелестными светилами» (канон утрени, песнь 3), «божественным облаком» (там же, песнь 6 ), «начатками естества» (кондак), «терпеливодушными» (стихира на литии); их кровью Церковь украшается «багряницею и виссом» (тропарь); они «уясняют церковное небо» (канон утрени, песнь 8 ), «добродетелей светлостью» делают землю небом (стихира на хвалитех).
В День всех святых можно поздравлять всех христиан со святыми именинами. Заодно можно помочь тем, кто не знает дату своих именин (ближайший после дня рождения день памяти святого, именем которого назван человек) определить их. Можно выбрать одноимённого святого и по личному предпочтению, если его житие и подвиг особенно тронули ваше сердце.
При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.
Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.
Собор всех святых, во вселенной просиявших – настоящий семейный праздник нашей Церкви. Из седьмой главы Откровения Иоанна Богослова мы знаем, что святых «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков», то есть значительно больше тех сотен имен, которые нам известны по святцам. Люди, угодившие Богу, – братья и сестры, вне зависимости от социального статуса, образования, финансового положения, возраста, места жительства, профессии или гражданства. Мало того, даже внешнее рабство не мешает настоящей свободе, если есть твердость веры и воли. Читая труды и жития святых, мы чувствуем, как их идеи и решения возвышают наши собственные мысли и желания.