Мы видим мир не таким, как он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля. И каждый видит его по-иному, по-своему, часто ставя центром своего мира вещи ничтожные и вовсе не давая места тому, что единственно важно.
Священник Александр Ельчанинов
В записках протоиерея Бориса (Филипповского) есть запись о чудесном видении загробного мира и мытарств.
Видение Анной Алексеевной, проживающей по Лаврентьевской улице в доме № 30 города Казани мытарств и загробной жизни.
14 сентября по старому стилю к 27 сентября по новому, 1940 года, то есть в самый праздник ВОЗДВИЖЕНИЯ Честнаго и животворящего Креста Господня, я в то время (с 1939 года) уже заштатный протоиерей, был приглашен на поминовенный обед в Суконную Слободу города Казани на Лаврентьевскую улицу в дом № 30 хозяйкой этого дома некоей Ксенией Ивановной на обед по своему мужу Феодору, которому исполнилось полтора года со дня его кончины.
Вместе со мной было приглашено еще несколько человек штатного и заштатного духовенства: священников, диаконов и человек 20 мирских граждан. В том числе последних, то есть мирских мы и увидели за столом некую гражданку Анну Алексеевну, мне лично до сих пор незнакомую.
И вот эта Анна Алексеевна чрезвычайно заинтересовала нас духовенство и мирян неожиданным рассказом о чудесном видении загробного мира и мытарств, которое ей было неделю тому назад по 8 сентября то есть под праздник РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ. И продолжалось ровно 4 часа с 11 ночи до 3 часов утра.
Я постарался запомнить его, и придя домой рассказать родным и знакомым, постарался буквально записать его от слова до слова. Вот он.
– Что я скажу вам, отцы, братия. Что со мной случилось! Это было неделю тому назад под самый праздник Пресвятой Богородицы! До сих пор не могу придти в себя. Бог весть в теле или без тела, Бог весть во сне или наяву, скорее в «тонком сне», а только я ЧЕТЫРЕ часа была в загробном мире!
Легла я с вечера и заснула. Только бьют часы 11, как я вижу, что выхожу из тела! Тело лежит на кровати, а я стою среди комнаты и дивлюсь: как же это так? Я смотрю на самое себя? Как все равно на скинутую с себя одежду?! Кто смотрит так и я смотрю на саму себя! Хотела ощупать саму себя рукою, рука моя прошла насквозь через тело (то есть саму себя)!
И, вдруг около меня появился Ангел. Взял меня за руку и прямо через стену вынес на улицу, и мы стали подниматься все выше и выше вверх. Одно только скажу вам, братие, что нечистой силы я вовсе не видала! (как эти слова Анны Алексеевны сходятся со словами о.Иоанна Кронштадтского! Он в одной из проповедей говорил, что христиане последних времен хоть и будут проходить мытарства, но нечистых духов не увидят, так как при жизни натерпятся от них)! Долго ли мы поднимались? Не знаю… и вдруг…
остановились и в руках Aнгела – я увидела две грамотки написаны добрые мои дела, а на другой бумаге грехи мои! и Ангел стал проверять их. Против каждого греха он старался найти доброе дело, чтобы загладить грех. А я заплакала и спрашиваю:
– Ангел Божий, куда ты меня ведешь?
А он спокойно отвечает.
– По «мытарствам».
А я все плачу и опять спрашиваю:
– Ангел Божий, а если, я не оправдаюсь на мытарствах?
А он ласково улыбнулся и отвечает мне два слова
– Пойдешь в ад.
– Значит я тогда погибну?
– Нет, это не значит, что обязательно погибнешь, если и пойдешь в ад. По милости Церкви можешь быть спасена и избавлена от ада.
А я от последних слов еще больше заплакала. А Ангел Божий ласково улыбнулся и говорит:
– Раба, Божия Анна, чего же ты плачешь? Надо было плакать пока была на земле о своих грехах! Там каждая капля слез на пользу… а здесь сколько ни плачь –бесполезно.
Сколько времени стояли мы в воздухе с проверкой моих дел – не знаю. И опять Ангел взял меня за руку и опять стали подниматься, и снова – остановка и проверка грехов и добрых дел!
Сколько было таких остановок – не знаю и не помню! И вдруг вижу: идет навстречу мне, как бы плывет по воздуху моя подруга детства Маня, умершая давно, оставив дочь, которая сейчас на гражданской службе. Поравнявшись со мною, Маня говорит:
– Анна Алексеевна! Когда ты вернешься на землю, скажи моей дочери: почему она никогда не поминает меня – свою родную мать? Я поэтому до сих пор еще не дошла до Чертогов Божиих, хотя по немногу приближаюсь к Ним.
А я спрашиваю:
– Почему же ты все-таки понемногу приближаешься к Чертогам? Ведь тебя никто не поминает?
– А у вас на земле, каждый день бывает Литургия. Как только помянут в церквах «Всех ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН», и меня это касается, и я в числе всех, и я делаю, один шаг к Чертогам Божиим. На один шаг приближаюсь к Ним! А в Родительские поминовенные дни на пять шагов. А в Троицкую Родительскую Субботу на десять шагов а все еще не дошла!
Сказала и уплыла, как бы растаяла в воздухе! И вдруг, вслед за ней, вслед за Манею идет навстречу мне по воздуху совершенно незнакомый мне какой-то старик, держит в руках большое деревянное блюдо, на котором лежит огромная просфора, величиной с большой каравай хлеба и так весело говорит:
– А меня вот на земле поминали 40 дней и я поэтому живу в Чертогах Божиих!…
– А что вы там делаете?
– А мы поем Пасху! А когда у вас на земле бывает Пасхальная Заутреня, у нас здесь Литургию совершает САМ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС! И эту Пасхальную службу мы все видим Господа, во всей Его Славе! Один раз в год видим Его, с мучениками Он всегда в раю. Мученики Егo всегда видят. А мы – обыкновенные души раз в году, и то, потом всю Пасхальную Неделю отдыхаем, как все равно дремлем, от видения Славы Божией. Так трудно, ослепительно обыкновенной душе видеть Господа во всей Его славе! У нас и райские яблоки поспевают ко дню вашей земной Пасхи. Кто подавал милостыню и не скупился, для тех очень сладкие. А кто хоть во время своей земной жизни и подавал милостыню, но в душе жалел, скупился, для тех менее сладкие…
– Сказал и проплыл мимо меня – скрылся!
И вдруг вижу опять своего Ангела – спутника, ведет какого-то молодого человека. Ангел положил, ему свою руку на темя, нажал и молодой человек куда-то провалился, как в овраг какой-то, как сквозь землю… Там где-то крики и плачь… Ангел говорит мне:
– Это – отрекшийся от Бога.
На этом сон мой – видение мое и кончилось. За перегородкой пробило три часа, и от боя часов я вся в слезах пришла в себя – «проснулась» или очнулась. Следовательно сон мой продолжался ровно ЧЕТЫРЕ ЧАСА с одиннадцати до ТРЕХ.
Прошел месяц после этого поминовенного обеда, за которым мы услышали этот замечательный рассказ. Все время мне хотелось снова встретиться с Анной Алексеевной и попросить ее повторить свое повествование, но адреса ее я не знал, а сходить к Ксении Ивановне (Лаврентьевская 30) которая устраивала тогда обед – поминовение по мужу, все как-то не собрался, времени не было.
И вот, говорю, прошел месяц. Еду утром в Кладбищенскую церковь к Литургии и, вдруг, вижу идет тоже Ксения Ивановна. Я обрадовался ей.
– Ксения Ивановна! У меня к Вам просьба: скажите адрес Анны Алексеевны, сведите меня с ней, я хочу, чтобы она снова еще раз мне лично, повторила свой сон.
А Ксения Ивановна вдруг к моему великому удивлению отвечает:
– Да, что вы, батюшка! Разве не знаете, что она две надели тому назад сразу, умерла в одночасье?! Мы ее и хоронили здесь.
– У меня от ужаса, связался язык! Как же? Совершенно здоровая женщина ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ ДО СВОЕЙ КОНЧИНЫ видит во сне, как проходит мытарствa, видит подробности загробного мира, рассказывает нам всем, а через нас еще многие многие христиане могут узнать до сих пор неведомое, важные подробности, – и потом вдруг умирает! …Разве, это не чудо? Разве не доказательство правдивости и искренности Анны Алексеевны и что это ей было дано от Бога с благою целью Промысла Божия для нее и для всего христианского мира?!
Что этот сон был полезен для самой Анны Алексеевны, для ее душевного, вечного спасения – это доказывает ее слова, когда за поминальным обедом она закончила свой рассказ, то прибавила:
– Теперь, Отцы духовные, когда я побыла на том свете, когда сподобилась увидеть все эти страхи, мне теперь ничего на земле не страшно и ничего не нужно! Ничего не боюсь, и ни в чем, кроме слез не нуждаюсь. Хоть меня к стенке сейчас, хоть в тюрьму сажай – ничего не боюсь! Вся земная жизнь отошла сразу от меня и я от нее…
Она говорила, что Ангел проверяя ее грехи на мытарствах, напомнил ей и такие грехи, которые она почему – либо забыла! … Вот польза сновидения для самой Анны Алексеевны! А для всех верующих христиан рассказ Анны Алексеевны дает очень много до сих пор неизвестных сведений и подробностей, о загробном мире, о пользе покаянных слез и поминовения, о том, как наш праздник праздников – ПАСХА, отмечается в Обителях Отца Небесного и тому подобное.
Вот по собственному моему грешному и недостойному слабому мнению, какие полезные выводы можно сделать из рассказа Анны Алексеевны.
– Мы – христиане, привыкли представлять мытарства так, что душа проходит в сопровождении двух Ангелов воздушные пространства встречает полчища злых духов в «руках» у которых списки непокаянных на нашей исповеди грехов наших и злых дел, (а в чем человек раскаялся на исповеди и не повторял, благодать Божия изгладит и духи не находят этих записей). Злые духи предъявляют грехи и стараются исхититъ – вырвать из рук Ангелов, а Ангелы стараются против каждого греха найти соответственное доброе дело… Но как здесь видно, «мытарства» то есть предварительный частный суд, могут сотворить и без злых духов, одними добрыми Ангелами.
Отец Иоанн Сергиев-Кронштадтский выражал мнение, что по справедливому Суду Божию, человек, если натерпится в земной жизни от злых духов, в образе слишком злых людей, если на земле, так сказать, уже пройдет «мытарства», то после смерти уже не увидит злых духов. Это и исполнилось на Анне Алексеевне. Она хоть и проходила мытарства, но с Ангелом-Хранителем. В руках у него были и списки ее грехов и списки добрых дел Анны Алексеевны.
На земле во время нашей земной жизни, каждая капля слез покаянных на пользу и во спасение – по словам Ангела. Пример этому платок, намоченный слезами умирающего разбойника. Там же хоть целые века, проливай море слез – безполезно!
Как полезна для спасения души христианской Литургия! Божественная Литургия на земле! И не только для тех, кого на ней по имени поминают, но даже одна фраза – «И всех православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем»… которой мы мало придаем значения, мало в нее вслушиваемся – эта фраза. Приносит огромную пользу душам и они каждый день понемногу приближаются к Обители Отца Небесного. А от родительской еще сильнее польза!
– Из всех родительских самая сильная и самая полезная для душ человеческих – это Троицкая Суббота!
Господь Иисус Христос сказал: «В доме Отца Моего Обители многи суть», указывая на чрезвычайное разнообразие селений оправданных душ. И здесь, в рассказе Анны Алексеевны, старик отличает «Чертоги», в которых оправданные души, от рая, где мученики и все Святые видят Господа.
Ослепительное действие видения Славы Божией на обыкновенные души во время Небесной Пасхальной службы. После которой души отдыхают от этого видения всю неделю, психологически вполне понятно. Ведь не можем же мы на земле смотреть прямо на солнце? А во всех Святых книгах, неизменно говорится, что Свет Сияния Славы Божией во много – много раз превосходит солнечный!
Можем ли мы вообразить эту Небесную Пасхальную службу когда Сам Воскресший Христос совершает Литургию?!! Миллионы Ангелов поют неизъяснимо сладостно! Миллионы Ангелов прислуживают, миллиарды Ангелов присутствуют! Миллионы Святых Угодников и умерших душ христианских в изумлении и восторге молятся и восхваляют Спасителя!
Это великолепие не вообразить!!! Не описать слабой душе человеческой!
Цветы и яблоки райские, о которых говорил старик Анне Алексеевне. Скажи об этих райских яблоках кому-либо неверующему, -он только посмеется, спросит: «А где они растут»? А мы – верующие хорошо и твердо знаем, что и цветы и яблоки эти существуют, хотя и не можем, пока мы здесь живем на земле ответить: где эти Обители Отца Небесного. Святые Отцы на этот вопрос дают только один ответ: «Вне пределов этого мира»!
Но и цветы и яблоки райские люди видят не только в сновидении, но и наяву.
– Вот, например, исторический факт: не верующие не могут его отвергнуть, сказать, что это «фантазия»! Так как указано время, местo, личности, и, главное, на основании этого факта злой мучитель христиан сам сделался христианином. Взято из жизни и мученической кончины св. Дорофеи (день памяти 6/19 февраля). Около 302 года в городе Риме, когда мучили святую деву Дорофею, мучитель – язычник Феофил с насмешкой сказал ей:
– Ты уж, пожалуйста, пришли мне цветов и райских яблок из рая Жениха твоего…
Святая мученица ответила:
– Непременно пришлю!
B вдруг, сейчас же является Ангел, держа в руках три цветка и три яблока, и вручил их святой деве. Она отдает их мучителю. Тот с изумлением озирается кругом. Откуда взялись эти цветы и яблоки? Так как в это раннее время весны, в феврале не было в Риме ни того, ни другого!
Признав здесь чудо Божие Феофил уверовал во Христа и был тут же обезглавлен (день памяти 6 февраля вместе со святой мученицей Дорофеей).
И Святой Ангел (Архангел Гавриил) являлся Деве Марии с райской ветвью в руках.
И слова Анны Алексеевны: «Когда я побыла на том свете, вся земная жизнь отошла от меня и я от жизни»…психологически вполне понятны. Говорят, что люди, увидевшие жизнь загробного мира, делались молчаливыми и задумчивыми. Это вполне понятно.
Если верить Преданию о Святом Праведном Лазаре, который трое суток пробыл в аду, пока его не воскресил Господь, и который потом 30 лет был епископом на острове Крите, к нему приезжала Богородица и подарила ему вышитый Ее Пречистыми руками омофор. Если верить Преданию, повторяю, Лазарь всю остальную жизнь во время прохождения епископского служения ничего не говорил кроме необходимого, и кроме того, что связано со служением и молитвами.
Это, повторяю, вполне понятно. Попробуй пробыть трое суток среди злых духов и грешников! Boт даже более слабый пример, когда мой родной сын – военный, вернулся после войны с немцами в 1945 году и я просил его хоть что-нибудь рассказать о войне. Он только махал рукой! А прошел он от Сталинграда до Дрездена в наступлении. Он после всех ужасов ничего не мог говорить и просил избавить его oт рассказов! Так много ужасов насмотрелся он!…
Этим, я грешный протоиерей Борис, кончаю свою тетрадь во славу Божию и во спасение душ.
Конец и Богу Слава!